Найти тему
Наш двор

Вечный спор между художниками и фотографами

Вчера на работе был длинный разговор на тему "фотография — это искусство или документальная подделка".
С целью снизить накал страстей и прекратить спор... пообещал своим друзьям и коллегам написать свои мысли по этому поводу. Что из этого получится пока не знаю, может серия публикаций, а может только одна, будет видно...

фото:  Steven Meisel, Vogue Italia, 2003, styling by Brana Wolf
фото: Steven Meisel, Vogue Italia, 2003, styling by Brana Wolf

Вечный спор между фотографами и художниками на темы "фотография ремесло или искусство?" и "фотография — это искусство или документальная подделка?" продолжается с момента появления фотографии.

Выскажу свою точку зрения по этому вопросу, может она в какой-то мере наивна и не подкреплена научными трудами по психологии и прочими логиями, но это мой взгляд, на фотоискусство который сформировался в юные годы и остался со мной до сегодняшних дней...

Мое знакомство с фотографией произошло в обычной фотографии которых было в те годы полно в каждом городе и поселке, где была штатная студийная фотокамера, несколько софитов и тканевые задники нескольких цветов.

фото:maptab.ru
фото:maptab.ru

Хотя начать, наверное, надо с истории...

а точнее с самого слова фотография и его происхождения (от древнегреческого φῶς "свет" и γράφω "пишу", светопись) это определение относится скорее к чисто техническим особенностям получение и сохранение изображения. Действительно получение фотографии — это чисто технический процесс где фиксация изображений с помощью химических и физических процессов, происходит под действием света в светочувствительной фотоэмульсии.

Все вроде бы просто и на этом споры можно заканчивать, как говорят многие художники - фотография чисто технический процесс и к высокому искусству не может иметь никакого отношения.
На их взгляд кроме использования общих изобразительных средств таких как композиция, объект, ракурс и план больше ничего не может обеднять их с фотографией, для создания картины необходимы краски, кисти (карандаши, пастели…) и именно ими художник создает свои художественные полотна, используя их и творческое вдохновение он создает художественные произведения, а на создание некоторых из них уходят годы. На их взгляд фотограф является ремесленником, располагающий определёнными средствами — фототехникой и фотоматериалами и пользуясь ими создает низкопробные технические подделки под искусство.

фото:"семейный портрет" ru.onlyimage.com
фото:"семейный портрет" ru.onlyimage.com

Но вернемся в мои юные годы, которые мне подарили ряд удивительных знакомств с фотографами, для которых фотография была не просто ремеслом, приносящим зарплату (проходите, садитесь, берите ребенка на колени, мужчина встаньте поплотнее к супруге, сейчас вылетит птичка), а настоящими мастерами, которые познакомили меня со СВЕТОПИСЬЮ.

фото: Man Ray
фото: Man Ray

-5
фото: Horst P Horst
фото: Horst P Horst

Для них основным инструментом, как для художника краски и кисти, был СВЕТ, и они им писали свои полотна. Они познакомили меня со светом и тенью, контрастом, полутонами, белым и черным фоном и еще с огромным количеством световых средств помогающим сделать из обычной композиции художественное произведение. От них я узнал, как правильно использовать солнечный свет вне студии, а также зачем нужны софиты и экраны на уличной съемке.

фото: Ho Fan
фото: Ho Fan
фото: Helmut Newton
фото: Helmut Newton

Тогда и появилось понимание, что любую композицию можно превратить в художественное произведение написав ее СВЕТОМ, а для создания настоящего произведения изобразительного искусства не обязательно пользоваться красками кистями и прочими атрибутами художников, а необходимы камера, объект и главное - СВЕТ который напишет полотно задуманного произведения искусства.

 фото: Rodney Smith
фото: Rodney Smith

Художник пишет - кистью.
Фотограф - светом.
и в том и в другом случае получается произведение, а какое... судить зрителям.

Pritochnik