Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

СУ-100: Орудие времен ВОВ в послевоенных конфликтах. Часть-1

Недавно мы писали о послевоенном применении немецкой бронетехники времен войны. Сегодняшним материалом мы откроем цикл статей о советской технике, и начнем с грозы Панцерваффе – СУ-100

Трофейная СУ-100 на службе у немцев.
Трофейная СУ-100 на службе у немцев.

Новая самоходная артиллерийская установка была необходима советским войскам. К 1943 году стало ясно, что имеющиеся средства борьбы с бронетехникой противника недостаточно. СУ-85 была не всегда эффективна против брони Тигров, а мощный снаряд СУ-122 имел низкую начальную скорость, и малую настильность, что делало невозможным ее применение на дальних дистанциях боя. Панацею нашли лишь в начале 1944 года.

-2

Новая САУ была построена на шасси среднего танка Т-34-85, и несла грозное орудие – 100-мм пушку Д-10С. Машина могла вести бой на эффективной дальности, с большим успехом разбираясь с немецким «зверинцем». Но с мая 1945 года ее служба не закончилась. При меньшем весе, ее бронирование не уступало главному «визави» - Jagdpanther.

Уничтоженный Jagdpanther - "одноклассник" СУ-100.
Уничтоженный Jagdpanther - "одноклассник" СУ-100.

До марта 1946 года на Уралвагонзаводе было выпущено более трех тысяч машин этого типа. А в 1951 году лицензию на ее производство передали Чехословакии, где ее выпускали еще 5 лет (+1,4 тысячи машин). Что примечательно, именно это позволило чехам перевооружить свою армию, которая к тому моменту была укомплектована модернизациями остатков немецких САУ StuG и Jagdpanzer 38, которые и во время войны выпускались на заводе Skoda.

SD 40\75N - чешское прочтение немецкой самоходки StuG IV, на параде в столице Сирии, куда Чехословакия передала трофейные орудия после начала выпуска советской самоходки.
SD 40\75N - чешское прочтение немецкой самоходки StuG IV, на параде в столице Сирии, куда Чехословакия передала трофейные орудия после начала выпуска советской самоходки.

Пожалуй, ни одно орудие второй мировой не продержалось на вооружении так долго. Самоходки эксплуатируются во Вьетнаме, Йемене и на Кубе до сих пор. А в общей сложности, на ней служили более чем под 20 флагами!

Беспилотная САУ

Несмотря на заслуги, массовый выпуск дешевой и неприхотливой самоходки позволил не только насытить ею все дружественные армии, но и оставить некоторые для активной эксплуатации. Вы представляете себе беспилотную САУ? А сотрудники 38 НИИИ БТТ представляли. Специально для учений Белорусского военного округа были разработаны комплексы по автономному управлению техникой. Таким образом оборудовали 121 машину.

-5

СУ-100 стали самыми самоходными САУ своего времени. Естественно, речь не идет о полноценном боевом применении. Машина могла маневрировать, адаптировать скорость движения и вести стрельбу. Правда, выстрел был лишь один – заранее находящимся в казеннике снарядом. Но принятие решений было заложено в электронику. Команду на старт давал оператор с главного пульта, к которому проводами была подключена САУ. После обрыва последних, машина двигалась в автономном режиме, являясь учебным врагом на масштабных учениях «Запад-81», «Запад-83» и «Запад-84»

СУ-100 на учениях
СУ-100 на учениях

Венгерское восстание

СУ-100 в Будапеште, 1945. Через одиннадцать лет ей придется вернуться.
СУ-100 в Будапеште, 1945. Через одиннадцать лет ей придется вернуться.

Во время событий 1956 года «САУ победы» еще активно эксплуатировалась в войсках. При подавлении восстания ей была отведена роль штурмового орудия, уничтожавшего завалы и импровизированные укрепления на улицах. Несмотря на превосходство, подавление восстания не было прогулкой. Протестующие смогли захватить до ста единиц бронетехники. В итоге, потери СА составили 14 единиц советской бронетехники. В том числе – одна СУ-100.

Уничтоженная вследствие детонации боекомплекта СУ-100 на улицах Будапешта (1956)
Уничтоженная вследствие детонации боекомплекта СУ-100 на улицах Будапешта (1956)

Она же - с другого ракурса. "Благодарные" жители успели оставить напутственные надписи на корпусе.
Она же - с другого ракурса. "Благодарные" жители успели оставить напутственные надписи на корпусе.

Последний бой под флагом создателей

Несмотря на то, что легендарную САУ практически полностью вывели на консервацию, некоторые машины еще эксплуатировали. Так уже в начале 70-х годов она успела познать горы Афганистана.

-10

Казалось бы – что делать пусть и хорошему, но устаревшему орудию в современном конфликте? Естественно, по назначению, их не применяли. Легендарные САУ использовались в качестве штурмовых орудий для поддержки пехоты, действуя на безопасном расстоянии. Активно используясь на начальном этапе войны, перед выводом ОКСВА были переданы вновь созданной армии Афганистана. Где и вышли из строя, по причине отсутствия должного техобслуживания.

-11

Это – неполный список послевоенного применении СУ-100. Машина воевала в Японии на завершающих этапах второй Мировой, участвовала в качестве резерва при подавлении Берлинского восстания и в операции «Дунай». Наряду с танком Т-34-85, это самоходное орудие стало «долгожителем» Советской армии, и героем локальных конфликтов по всему миру – вплоть до недавнего времени. А в следующих материалах мы затронем «приключения» этой машины в заграничных армиях.

Советская САУ и британские десантники. Египет.
Советская САУ и британские десантники. Египет.

.