Найти в Дзене
goodbye-office

Музыка в метро. Группа «C_Jam»

Адель и «Red Hot Chili Peppers» в Московском метро. Нет, знаменитости не приезжают исполнять свои песни в нашу подземку: за них это делает музыкальный коллектив «C_Jam». Состав группы прост и в то же время необычен: басист, барабанщик и… девушка, играющая на электронном духовом синтезаторе. Об особенностях акустики метро и успехе у публики пообщался с ребятами Goodbye Office.

Расскажите, откуда вы и как познакомились?

Мы, можно сказать, – международный коллектив. Из России только Екатерина Говорова – она приехала из Уфы. Виктор Раевский, бас-гитарист, из Херсона (Украина), Максим Кучер, барабанщик, из Караганды (Казахстан). Познакомились в петербургском метро – поначалу Витя и Катя играли там вдвоем, потом присоединился Максим. Какое-то время образовавшаяся ритм-секция работала в Петербурге в качестве сессионных музыкантов.

-2

А сейчас где чаще всего играете? В Москве, в Питере или, может быть, в Караганде?

Конечно же, в Караганде! (смеются) А если серьезно – пожив и поиграв какое-то время в Санкт-Петербурге, планируем перебраться в столицу. Здесь мы участвуем в проекте «Музыка в метро».

Трудно было попасть на проект?

В целом нет, но наша история получилась забавной. Отбор проходил в два этапа. Сначала мы сняли видео и прислали на проект, а затем приехали на прослушивание и исполнили несколько композиций из своего репертуара. Когда на странице проекта в интернете опубликовали список победителей, названия нашей группы там не было. Что поделать! Мы расстроились, но смирились. А на следующий день информация на сайте обновилась и наше название появилось в списке. Все получилось, хотя мы уже успокаивали себя: «Ну ничего, значит, будет у нас успех где-то в другом месте».

Как говорится, отпусти свою мечту!

Ну не то чтобы мечту…

-3

А кстати, какие мечты у вас в отношении музыки? Есть амбициозные планы? Покорить мир?

Концерт в «Олимпийском»! (улыбаются) А в ближайших планах – работа над собственной программой. У нас есть ряд своих вокально-инструментальных композиций для акустического состава – там играют гобой и гитара. Гитариста будем искать, а вот вокалом займется Катерина. Дальше – стандартное медийное развитие. Для начала нужен хороший коммерческий продукт, остальное – возможности сети.

Сейчас вокал в ваших кавер-версиях песен замещает необычный музыкальный инструмент Катерины. Катя, расскажи поподробнее: на чем ты играешь?

Это электронный духовой синтезатор. В этом году я получила диплом училища Римского-Корсакова по классу гобоя. Но гобой – капризный инструмент и требует невероятного ухода, а духовой синтезатор проще в эксплуатации. Когда я увидела и услышала его в первый раз, как-то сразу поняла, что в метро надо играть именно на нем. Звукоизвлечение здесь дается легче – клавиши сенсорные, как на телефоне. Он хорошо реагирует на атаку (прикосновение пальцев к клавишам) и прекрасно передает нюансы – forte (ит. «громко») и piano (ит. «тихо»). Купила я его недавно; не такая уж дешевая оказалась вещь!

-4

Витя, ты тоже начинал с акустики?

Да, я учился в училище по классу контрабаса. Параллельно с этим играл в известной украинской группе и в итоге сосредоточился на бас-гитаре.

А ты, Максим?

Я закончил музыкальную академию в Астане по классу ударных инструментов.

-5

Как формируется ваш репертуар для выступлений в метро? Стараетесь исполнять только хиты или включаете в программу малоизвестные композиции?

Мы играем все, что нравится нам самим, – независимо от жанра и степени популярности. Это может быть и рок, и джаз, и западная эстрада. Если произведение нам не по вкусу, получается какая-то ерунда. Иначе говоря, не идет, не звучит. А иногда композицию, к которой изначально душа не лежала, можно отложить на какое-то время, а потом вернуться к ней и получить хороший результат.

Работая над кавером песни, вы стараетесь придерживаться оригинальной версии или импровизируете?

Обычно мы стараемся хорошо изучить оригинал, но играем уже по-своему. В процессе приходят в голову какие-то интересные фишки, и, если они нам нравятся, мы их оставляем.

В процессе репетиций?

Чаще прямо на выступлениях. Мы почти не репетируем; пять минут уходит на разбор произведения, а дальше – выступление и импровизация. Бывает так, что играем какую-то вещь в десятый или двадцатый раз, и вдруг – бац! – появляется какая-то интересная вариация. Запоминаем ее и таким образом создаем новую аранжировку.

-6

Акустика метро помогает вам хорошо звучать или, наоборот, затрудняет процесс? Есть ли станции, акустика которых вам особенно нравится?

Поначалу наш звук, что называется, оставлял желать лучшего, но потом мы приноровились, поняли, как настраивать инструменты, и все наладилось. Практически везде можно добиться прозрачного и чистого звучания. Неплохая акустика на «Трубной» и на «Китай-городе». А еще помогает отдача слушателей.

А в плане заработка это прибыльное дело? Поделитесь секретом: на каких станциях выгодно играть?

На еду денег хватает, на жилье тоже. Нам нравится «Комсомольская»: это постоянный большой поток людей, многие из которых хорошо реагируют на нашу музыку, останавливаются, улыбаются и даже танцуют. Хорошо и на «Китай-городе», но там такой стабильности нет.

Ну и, наконец, вопрос, с которого мы могли бы начать: откуда взялось название «C_Jam»?

Наша Катя умеет играть не только на гобое и духовом синтезаторе. Когда-то она осваивала гитару, и одним из основных заданий была импровизация в до мажоре. По-английски это называлось «C Jam Blues», и ввиду частых репетиций словосочетание прочно засело в голове. Катя предложила назвать коллектив «C_Jam», и идея всем понравилась.

Автор и фотограф: Полина Яшкова

-7