Страховщики нередко пользуются тем, что они находятся в более выгодном положении по сравнению со своими клиентами, а потому предлагают заведомо неудобные условия, навязывают ненужные услуги или вовсе используют различные уловки для ухода от страховых выплат.
В результате владельцы страховых полисов Каско сталкиваются с занижением страховых выплат. Страховщик может нарушить сроки, ссылаясь на отсутствие каких-то дополнительных документов, не внесенных в полис, согласиться на покрытие только видимых, а не скрытых, повреждений.
Нередки случаи полного отказа от выплат по причине не соответствия заявленным в договоре требованиям, а также со ссылкой на то, что за рулем в момент аварии находилось лицо, не внесенное в полис Каско. Часто у клиентов страховых компаний возникают вопросы и по качеству ремонта.
Причина 1. Фальшивый полис
Страховая компания может отказать от выплаты по Каско, если сочтет, что полис является поддельным. По мнению экспертов рынка, случаи, когда бланки строгой отчетности полиса Каско, выданные агентами страховых компаний, не числятся в информационной систем РГС, - нередки. Причем полис может оказаться не просто поддельным, но и попросту украденным у страховщика. Если в случае с фальшивкой страхователь не может рассчитывать на получение страховой суммы вовсе (страховая компания не несет ответственности за действия мошенников, которые подделали полис), то в случае с украденным у страховщика бланком, компания может не выплачивать возмещение, только если она обратилась в уполномоченные органы с заявлением о хищении до наступления страхового случая.
Что делать клиенту? Во избежание подобных ситуаций, важно оформлять полис напрямую у страховщика, минимизировав количество посредников. Самостоятельно определить фальшивку довольно сложно, а специального реестра, где можно было бы проверить подлинность полиса, также не существует. Если возникли подозрения, лучше позвонить в страховую и проверить номер полиса, который вам предлагает приобрести агент или страховой брокер. Делать это нужно до момента совершения покупки. А еще, прежде чем приобретать полис у посредника, было бы неплохо проверить наличие доверенности на осуществление соответствующей деятельности. Кроме этого, цена полиса не должна быть ниже стандартных расценок по рынку, а после покупки вам должны выдать специальную квитанцию и правила страхования.
Причина 2. Отказ от полной выплаты
Часто страховщики отказывают в выплате полной суммы ремонта. В качестве причины называют наличие повреждений на транспортном средстве, которые были получены не в результате конкретной аварии, а в другое время. То есть всеми правдами и неправдами пытаются доказать отсутствие связи между ДТП, ставшим причиной страхового случая, и полученными повреждениями. Обычно страховщики соглашаются на выплаты внешних повреждений, а скрытые «списывают со счетов».
Что делать клиенту? Если страховщик отказывает в полной выплате, первым делом необходимо провести независимую трасологическую экспертизу. Только после этого требовать у страховщика компенсацию – сначала в досудебном порядке, а потом – в суде. Причем независимыми оценщиками могут выступать все компании, которые имеют соответствующую лицензию на выполнение этого вида деятельности. Стоимость экспертизы может варьироваться от 3 до 30 тыс. рублей. Затраты на ее проведение также стоит постараться взыскать со страховой компании по суду.
Причина 3. Водитель не вписан в полис
Нередки случаи, когда страховая компания отказывается от выплаты, ссылаясь на то, что за рулем находился водитель, не вписанный в полис Каско. Ситуация может усугубляться подозрениями со стороны страховой компании в том, что водитель в момент аварии был нетрезв. Все это может стать причиной задержки разбирательств и отодвигания сроков выплаты.
Хотя обычно срок выплаты, который устанавливается договором, не должен превышать 15-20 рабочих дней.
Что делать клиенту? Обязательно брать у сотрудника страховой компании акт приема-передачи документов о ДТП. В документе должны быть указаны дата, печать, подпись человека, который принял заявление. Если по истечению 15-20 дней страховщик не осуществит выплату, нужно составить претензию и отправить ее в компанию в досудебном порядке. Если реакции не последуют - обращаться в суд. Уже в суде клиент имеет полное право требовать не только страховую выплату, но также неустойку за просроченный срок выплаты, а также компенсацию морального вреда и штраф (50% от присужденной судом суммы).
Причина 4. Оформление по европротоколу
В некоторых ситуациях страховая компания не требует от страхователя предоставления справки от ГИБДД. Но только в случае, если автовладелец не попал в серьезное ДТП, а просто обнаружил царапину на транспортном средстве (об этом обязательно должно быть указано в договоре). Обойтись от вызова ГИБДД также можно, если на месте происшествия оформлялся европротокол. Сумма выплат в этом случае не будет превышать 50 тыс. рублей (вариант для незначительных повреждений).
Если же автомобиль попал в серьезную аварию, вызов ГИБДД и звонок в страховую компанию обязателен. Кроме этого, в некоторых случаях, которые требуют условия расширенной страховки, может потребоваться выезд на место ДТП аварийного комиссара. Далее в течение трех рабочих дней автовладелец должен приехать в офис страховой компании и написать заявление на возмещение ущерба.
Что делать клиенту? Чтобы избежать недопонимания, стоит внимательно читать условия страхового договора, находясь в офисе продаж в момент приобретения полиса. Выяснять нюансы – что входит и что не входит в покрытие – после наступления страхового случая уже поздно.