Найти тему
сонгс фо френдс

Какие песни получают «Оскар» и кто выиграет статуэтку в этом году?

Оглавление

На фото: Суфьян Стивенс
На фото: Суфьян Стивенс

На этой неделе были объявлены номинанты на 90-ю премию «Оскар», которая пройдет 4 марта. В категории «Лучшая песня к фильму» обычно представлены самые скучные и банальные песни из фильмов последнего года, но на этот раз произошло что-то менее типичное. Помимо песен из «Mudbound», «Маршалла», «Великого шоумена» и «Тайны Коко», номинацию также получил Суфьян Стивенс за песню «Mystery of Love» из фильма «Зови меня своим именем».

Суфьян Стивенс — крайне не типичный претендент на «Оскар». Независимый музыкант, обожаем музыкальными критиками, нет никакой мейнстрим-популярности, сам написал всю песню: эти составляющие почти никогда не пересекаются на этой премии, что делает номинацию «Mystery of Love» практически уникальной. По этому случаю я решил разобраться, какие песни получали статуэтку за последние 30 лет, есть ли у них что-то общее, какие шансы у Суфьяна в этом году и значит ли музыкальный «Оскар» хоть что-нибудь за пределами Голливуда.

Какие песни обычно получают «Оскар»?

Все «оскароносные» треки легко можно разделить на несколько критериев. Популярность — главный из них, из-за которого чаще всего песни и получают «Оскар». Большинство статуэток за последние 30 лет удостаивались композиции, которые были сильно популярны в США еще до самой церемонии и становились лицом тех фильмов, в которых они звучали. Самым показательным примером были почти все 80-е: тогда «Оскар» выиграли «Flashdance... What a Feeling» Ирен Кары, «I Just Called to Say I Love You» Стиви Уандера, «Take My Breath Away» группы Berlin, «Say You, Say Me» Лайонела Ричи и «(I've Had) The Time of My Life» из «Грязных танцев». Все эти песни — хиты сами по себе, о которых вы, скорее всего, и не думаете в контексте «Оскара» или даже в контексте самих фильмов. Плюс ко всему, «Лучшая песня» — далеко не самая значимая номинация, из-за чего, вероятно, многие члены киноакадемии обращают на нее гораздо меньше внимания, отдавая свой выбор чему-то наиболее очевидному и «безопасному».

Говоря о безопасном выборе, лидеры по количеству статуэток за лучшую песню — это, конечно же, анимационные фильмы. С 1989 года «Оскар» в этой категории выиграли 12 мультфильмов от «Алладина» и «Красавицы и чудовища» до «Истории игрушек 3» и «Холодного сердца». Номинируют их еще чаще — мультфильмы проскакивают в претендентах на награду в среднем раз в два года. То есть, как «Пиксар» почти всегда выигрывает «Оскары» в анимации, так же анимация почти всегда выигрывает в песнях, если это, конечно, не что-то совсем провальное. Происходит это отчасти потому, что песни в мультфильмах — важная часть кинокультуры и чуть ли не основная причина, по которой те или иные мультфильмы популярны. Чего только стоят, допустим, специальные сеансы «Моаны» и «Холодного сердца», на которых весь зал поет вместе с героями. С таким раскладом песня из «Тайны Коко» — очевидный фаворит наградной гонки этого сезона.

Также за последние 30 лет киноакадемия начала неровно дышать ко всему тому, что отличается от типичной белой музыки: то есть, к хип-хопу, соулу и любой латинской музыке. Побеждают такие песни, впрочем, не очень часто (вспоминается хэштег #oscarssowhite), зато метко: в 2014-м рэпер Common получил статуэтку за песню из фильма «Сельма», в 2009-м выиграла песня на хинди «Jai Ho» из «Миллионера из трущоб» (которая соревновалась с другой песней на хинди из того же фильма), в 2005-м Three 6 Mafia унесли статуэтку за трек из «Hustle & Flow», за год до этого «Al otro lado del río» из «Че Гевары» стала первой испаноязычной песней, которая получила «Оскар», а в 2002-м «Lose Yourself» Эминема выиграла «Восьмой миле» еще одну статуэтку. Таким образом киноакадемия часто использовала эту награду для притворной поддержки «diversity», чтобы потом безболезненно отдавать все основные награды белым. Понятно, что пример Эминема под это не очень подходит, но именно «Lose Yourself», как ни иронично, стала первым хип-хоп треком, получившем «Оскар».

На «Оскаре» так же сильно любят песни из мюзиклов, которые практически всегда побеждали в ранние годы Голливуда и остаются популярным выбором до сих пор. Только за последние 30 лет мюзиклы в этой категории побеждали трижды, если не считать анимацию: это были песни из «Эвиты» (1996 год), «Однажды» (2007) и «Ла-Ла Ленда» (2017). В этом году среди номинантов есть песня «This Is Me» из крайне популярного мюзикла «Величайший шоумен», у которой из-за такой жанровой составляющей есть все шансы на победу.

Куда менее очевидный, но все еще превалирующий критерий — «серьезные» песни из «серьезных» фильмов. Речь идет конкретно о голливудских драмах вроде «Филадельфии», «Сельмы», «Crazy Heart» и других — все они получили статуэтки не за то чтобы сильно примечательные, но зато «глубокие» песни о важных проблемах и душевных переживаниях. В этом году под этот критерий попадают сразу две песни: «Mighty River» Мэри Джей Блайдж из «Mudbound» и «Stand Up for Something» из фильма «Маршалл». Кроме того, оба трека — духоподъемные песни из фильмов про афроамериканскую историю, что только увеличивает их шансы на победу.

Еще одни фавориты «Оскара» — песни из фильмов о Джеймсе Бонде. Оба последних фильма «бондианы» выиграли статуэтку за лучшую песню (Сэм Смит за «Спектр» и Адель за «Скайфолл»). В свою очередь, «Казино Рояль» (1967 год), «Живи и дай умереть», «Шпион, который меня любил» и «Только для твоих глаз» тоже получали номинацию за лучшую песню, но ничего не выиграли. Тренд с Бондом не такой очевидный, как все остальное (он активно начал разрастаться только на фильмах с Дэниелом Крейгом), зато заслуженный. «Бондиана» всегда производила на свет большие и стандартные поп-песни, которые часто запоминались лучше, чем сами фильмы, поэтому успех на «Оскаре» был лишь делом времени.

Бывают ли исключения?

Конечно же, бывают и исключения, которые четко не подпадают под какой-либо паттерн, но случаются они довольно редко. Например, в 2006-м победила песня «I Need to Wake Up» Мелиссы Этеридж из документального (!) фильма «Неудобная правда», которая умудрилась обойти трек из «Тачек» за авторством Рэнди Ньюмана и сразу три песни из «Dreamgirls» с Бейонсе. Вероятно, все дело в том, что это была хитовая документалка, которая рассказывала о важной теме (глобальное потепление) в эпоху Буша (одним из авторов фильма был Эл Гор), поэтому либеральная киноакадемия пыталась вручить ей просто все возможные награды.

Так ли важен «Оскар» за лучшую песню?

Если смотреть на всех номинантов и победителей, то становится понятно, что музыкальные «Оскары» не имеют практически никакого веса или значения за пределами голливудского кинопроизводства. Премия не делает эти песни популярнее, потому что они и так, чаще всего, уже популярные; не приносит признания, так как людям, следящим за «Оскаром», в большинстве своем наплевать на второстепенные номинации; вряд ли открывает много дверей, так как номинантов и победителей выбирают люди, далекие от музыкальной критики и музыкальной индустрии в целом.

Впрочем, если категория «лучшая песня» еще вызывает хоть какой-то интерес, то категория «лучшая музыка» даже еще скучнее, чем «лучшие костюмы». Там всегда соревнуются одни и те же людьми с одинаковыми «классическими» саундтреками, среди которых побеждает почти всегда самый скучный, а действительно выдающиеся саундтреки (вроде музыки к фильму «Хорошее время» Oneohtrix Point Never) почти всегда обходят стороной.

Есть ли шансы у Суфьяна Стивенса?

«Mystery of Love» Суфьяна Стивенса толком не вписывается ни в один из перечисленных критериев: у нее нет мейнстримовой популярности, нет этнических мотивов, нет связи с черной культурой, а «Зови меня своим именем» не мюзикл, не анимация и не фильм про Джеймса Бонда. Суфьян — малоизвестный в широких кругах белый парень в странных шапках, который что-то там поет сам себе под гитару в малобюджетной инди-драме. Кроме того, «Оскар» всегда по большей части игнорировал независимых музыкантов: в 1997 году Эллиотт Смит проиграл той самой песне Селин Дион, Эйми Манн два года спустя уступила Филу Коллинзу, Бьорк в 2000-м обошел Боб Дилан, у Карен О не было шансов перед «Let It Go», а Энони два года назад была раздавлена Сэмом Смитом.

Таким образом, в этом году у «Mystery of Love» практически нет шансов, а победителем, скорее всего, окажется песня из «Тайны Коко» (потому что «Пиксар») или песня из «Великого шоумена» (потому что саундтрек продается невероятно хорошо). С другой стороны, киноакадемия сильно изменилась: в жюри за последние пару лет добавили много молодых и прогрессивных участников, которые могут пойти против стандартных шаблонов. Судя по большинству номинаций, в этом году результаты «Оскара» кажутся уже не такими предсказуемыми, как раньше. Коснется ли это песенной категории? Будет ли какой-то толк для Суфьяна от этой награды? Можете ли вы представить себе Суфьяна в костюме, сидящего в театре «Долби» среди голливудских персоналий? Узнаем 4 марта.

Канал в Телеграме: @songsforfriends