Найти тему
Вестники России

Этого на уроках истории нам не рассказывали

Смертная казнь — наказание, появившееся в глубокой древности и дошедшее до наших дней. В некоторые периоды истории человечества смертная казнь была едва ли не преобладающим наказанием в правоохранительной системе различных государств.

Для расправы над преступниками требовались палачи — готовые "трудиться" от зари до зари. Профессия эта овеяна зловещими мифами и мистицизмом.

Кто же такой палач?

В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель, опираясь на местные традиции. Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники, пострадавшие, случайно нанятые люди... Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью "божьего суда", когда человек отдавался на волю бога - путём проведения поединка по принципу "кто победил, тот и прав". Драться должны были или сам обвинитель и подозреваемый, или их представители.

Другая форма суда - физические испытания, например, взять раскаленный метал или опустить руку в кипяток. По количеству и степени ожогов судья определял волю бога.

С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.

С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые (бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование). В некоторых местах сохранялась идея "око за око" - если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например, преступник сломал пострадавшему руку, то ему тоже нужно было сломать руку.

Нужен был специалист, способный провести наказание, так, чтобы осужденный не погиб, если он был осужден только на наказание, или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.

Необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания и не допустить потери сознания, смерти подозреваемого.

Первые упоминания палача встречаются в документах XIII века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за ним к XVI веку.

Профессия палача была не так проста. Это касалось и процедуры обезглавливания. Отрубить голову человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились палачи, что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности - казни носили публичный характер.

В России процесс обучения палачей проводился на деревянной кобыле: клали муляж спины человека из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей были фирменные приёмы. Последний британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за 17 секунд.

-2

Положение палача

Работа палача - такая же профессия, как и любые другие. Палач считался служащим, чаще городским, но иногда он мог находиться на службе какого-нибудь феодала.

Он отвечал за исполнение приговоров суда и проведение пыток. Палач - исполнитель. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.

Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась форменная одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов оплачивались и принадлежали городу. Символ палача во Франции - меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России — кнут.

Маску, которую часто показывают в кино, реальный палач не надевал. Маска была на палаче при казни английского короля Карла I -это был единичный случай. Средневековые палачи и палачи в более поздние периоды редко скрывали свои лица, поэтому образ палача в маске-капюшоне не имеет под собой реальных оснований. До конца XVIII века масок не было. Палача в его родном городе все знали в лицо. Скрывать свою личность палачу незачем - никто не помышлял о мести исполнителю. Палач - всего лишь как инструмент.

Обычно должности палача занималась или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.

Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом. Для этого необходимо, чтобы место палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.

Претендент на пост палача должен был долгое время проработать подмастерьем. Он был должен обладать физической силой и знаниями о теле человека. Чтобы подтвердить умение, кандидат выполнял свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить кандидатуру на свой пост.

Кроме палача, были и смежные должности. В Париже, кроме палача, в команду входили: помощник, отвечавший за пытки, и плотник, занимавшийся строительством эшафота.

Платили палачам во все времена немного. В России жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Но это компенсировалось своеобразным "социальным пакетом". Палач мог, приходя на рынок, брать всё, что ему было необходимо, совершенно бесплатно. Традиция возникла не из-за благосклонности к палачам, а наоборот: торговцы не хотели брать "кровавых" денег, но поскольку палач был нужен государству, кормить его были обязаны.

Казнь Пугачёва
Казнь Пугачёва

Дополнительные заработки

Палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату, установленной властями. Ему отдавались и вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда. Иногда городской палач выезжал в соседние городки на заказы местных властей.

Чтобы дать возможность заработать и не платить за простой, за ним часто закреплялись и другие функции.

1. Палач осуществлял надзор за городскими проститутками, собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя, отвечавшим также за поведение проституток перед властями. Практика была распространена до XV века, позднее от нее отказались.
2. Отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца XVIII века.
3. Мог исполнять работу живодера: занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Если в городе были профессиональные живодеры, они были обязаны выступать помощниками палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы.
4. Палач нередко торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, различными деталями, относящимися к казни. Такие вещи, как "рука славы" (кисть, отрубленная у преступника) и кусок веревки, на которой был повешен преступник - якобы приносила удачу.
5. Палач выступал в роли лекаря, так как по роду деятельности, палач должен разбираться в анатомии человека. В отличие от докторов, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна.
Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник - выполнял работу мануального терапевта.
6. Выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.

В средневековой Европе палачи, как и все христиане, допускались в церковь. Однако, на причастие они должны были приходить последними, а во время службы должны были стоять у самого входа в храм. Несмотря на это, у них было право проводить обряд венчания.

У России же свой путь. В царском указе 1663 года говорится: "Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки — воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство… чтобы всяких чинов люди знали про их преступления".

Существовало понятие как "проклятье палача". Человек, ставший палачом, оставался им на всю жизнь. В случае отказа от выполнения обязанностей, палача считали преступником.

Самый знаменитый палач ХХ века - француз Фернан Мейсонье. С 1953 по 1957 им лично было казнено 200 алжирских повстанцев. Мейсонье в профессии с 16 лет, и это семейное. Его отец стал палачом из-за "выгод и благ": право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и налоговые льготы по содержанию пивной.

Фернан Мейсонье — самый известный палач ХХ века и документ, удостоверяющий его личность
Фернан Мейсонье — самый известный палач ХХ века и документ, удостоверяющий его личность
Иногда мне говорят: «Сколько же надо храбрости, чтобы казнить людей на гильотине?». Но это не храбрость, а самообладание. Уверенность в себе должна быть стопроцентная.
Когда приговоренных выводили во двор тюрьмы, они сразу же видели гильотину. Одни держались мужественно, другие падали без чувств.
Я залезал под нож гильотины, хватал клиента за голову и тянул на себя. Если бы в этот момент мой отец случайно опустил нож, меня бы перерубило напополам. Когда я прижимал голову клиента к подставке, отец опускал деревянное приспособление с полукруглым вырезом, удерживающее голову в нужном положении. Потом еще поднатуживаешься, хватаешь клиента за ушами, подтягиваешь голову к себе и кричишь: «Vas-y mon pere!» («Давай, отец!»). Если промедлить, клиент успевал как-то среагировать: поворачивал голову набок, кусал мне руки. Или голову выдергивал. Тут надо было беречься — нож опускался совсем рядом с моими пальцами. Некоторые заключенные кричали: «Аллах акбар!» В первый раз я, помню, подумал: «Так быстро!» Потом привык.
Разборка гильотины на территории тюрьмы после казни. Последняя казнь во Франции была проведена в 1977 году
Разборка гильотины на территории тюрьмы после казни. Последняя казнь во Франции была проведена в 1977 году
Публичная казнь. Публичная казнь во Франции существовала до 1939 года
Публичная казнь. Публичная казнь во Франции существовала до 1939 года

Пишут, что Фернан был поклонником балета и оперного искусства, любителем истории и поборником правосудия, и по-доброму относился к преступникам.И отец, и сын всегда следовали одному принципу: выполнить свою работу чисто и как можно быстрее, чтобы не продлевать страдания приговоренных.

Мохаммед Саад аль-Беши — действующий Главный палач Саудовской Аравии

Не важно, сколько у меня на день заказов: два, четыре или десять. Я выполняю божью миссию и потому не знаю усталости

Ни в одном интервью он не обмолвился, сколько казней на его счету, и какие гонорары он получает, но похвастался, что за профессионализм власти премировали его мечом. Меч Мохаммед "держит острым, как бритва" и "регулярно чистит".

-8

Один из самых известных палачей в постсоветском пространстве - Олег Алкаев. В 90-х был начальником расстрельной команды и возглавлял СИЗО Минска. Он выпустил книгу о своих трудовых буднях, после чего его назвали палачом-гуманистом. __________________________________________________________________________________________________________

Будем рады финансовой поддержке проекта!

Хочешь ещё больше интересных статей? Ставь палец вверх, подписывайся на Вестники России и следи за нами в своей ленте Дзена - статьи выходят каждый день! :)