Найти тему

Наши люди на... Аляске

150 лет назад, 18 октября 1867 года, в Ново-Архангельске (ныне г.Ситка) - столице русских поселений в Северной Америке - состоялась официальная церемония передачи Аляски Соединённым Штатам.

Под артиллерийский салют и при параде военных двух стран был спущен российский флаг и поднят американский. В США день 18 октября отмечается как День Аляски.

К концу ХVIII в. и Аляска, и Алеутские острова, и вообще вся северная часть бассейна Тихого океана были никому не известны. Первыми к берегам Нового Света пустились русские мореходы с берегов сибирских рек. Летом 1741 года океан пересекли корабли Беринга и Чирикова. Вслед за ними в далёкие плавания устремились русские промышленники, которых манили места, богатые пушниной.

Вид селения купца Г. И. Шелихова на острове Кадьяк. Гравюра XVIII в.
Вид селения купца Г. И. Шелихова на острове Кадьяк. Гравюра XVIII в.

С 1780-х годов начался новый отсчёт русских плаваний и открытий в Тихом океане, заморские земли стали заселяться людьми. В 1784 году к берегам Кадьяка - острова у берегов Аляски - подошли два парусных судна купца Григория Шелихова, который решил заложить здесь постоянные русские поселения, присоединить к России открытые территории. За два года Шелихов наладил с туземцами торговые отношения, основал первые поселения, а затем доставил на родину подробные сведения об открытых им землях и народах. Вслед за ним и другие исследователи стали присоединять к России территории и заселять их. Так на карте Северной Америки появились русскоязычные топонимы в честь отечественных первооткрывателей - посёлки, реки, бухты, острова, заливы, проливы, вулканы, названные в память о Иване Вениаминове, Гаврииле Прибылове, Отто Коцебу, том же Шелихове. Земли эти получили название Русской Америки и носили его более полувека.

Такова вкратце история освоения русскими далёких американских земель, впоследствии проданных почти за бесценок.

-3

Благодаря колонизации наши соотечественники несли туземцам культуру, знакомили их с новыми формами хозяйствования. В русских поселениях открывались школы, группы коренных жителей отправлялись в Россию на учёбу.

Добровольцев для заселения колонии было в избытке, причём - хотя в это нелегко поверить - и из числа наших земляков. До 1861 года в России, как известно, существовало крепостное право, поэтому и за океан отправлялись чаще всего крестьяне - как правило, с окраин, отдалённых местечек, провинциальных городишек, каковым являлась тогда Тюмень. Документы, хранящиеся в ГАТО свидетельствуют, что в 1819-1835 годах в Америке находились крестьяне Тюменского, Ялуторовского и Тюкалинского округов, а также тюменские мещане.

-4

Согласно архивным данным, на 25 октября 1835 года (более поздние источники, к сожалению, не сохранились) на службе у Российско-американской компании, созданной в 1798 году и просуществовавшей до 1867 года, т.е. до момента продажи, имевшей право монопольного пользования промыслами и ископаемыми, состояло 4896 душ обоего пола из волостей Тюменского округа, в том числе 159 человек - из Червишевской, 13 - из Богандинской, 744 - из Тавдинской.

"Из Червишевской волости большое количество народу уходит на отхожие промыслы - в извоз, в маляры, кошачники, - читаем мы у первого губернского агронома Н.Л.Скалозубова. - Эти последние набирают фаянсовой и стеклянной посуды и осенью разъезжаются по деревням "кошки на ложки менять"... Воспитание кошек для продажи в некоторых местностях... составляет как бы особую отрасль хозяйства. Котята тщательно подбираются, сортируются по цвету и на племя оставляются чёрношёрстные, остальные бросаются. Выменянных кошек тут же удавливают и с них снимают шкурки".

Шкурки чёрных кошек использовали для подделки под меха более дорогих пушных зверей и для шитья женских телогреек - мех не нужно было красить.

-5

Принимая по внимание то, что на почти необитаемых территориях в изобилии водились моржи и морские котики, бобры и голубые песцы, сулившие гораздо большую прибыль, легко объяснить стремление жителей Малой и Большой Балды (ныне дд. Мичурино и Костылево), Друганово, того же Червишево, выживавших за счёт "кошачьего" промысла, производства сит и посуды, податься в буквальном смысле на край света, чтобы гарантировать себе благоденствие.

Бедные земли в упомянутых деревнях не могли прокормить крестьян, и они, помимо кошек, промышляли бондарным делом, гнали смолу и дёготь. Но это не могло сделать их богатыми. Тот же Н.Л.Скалозубов писал: "В критическом положении я застал... изготовление деревянной посуды, которым занято всё население Малой Балды... Пашни крестьяне имеют менее десятины на душу, сенокосов - по 30 копён на душу, земля не хлебородная". Та же ситуация сложилась и в соседней Большой Балде, и в Друганово.

Мало было "доброй земли" и в Богандинской волости: часть местного населения вынуждена была покидать обжитые места в поисках пашни, другие же подряжались работать в малоизведанной Северной Америке.

...На протяжении всего существования компания насчитывала несколько тысяч человек (от 4 до 11). Как сложилась дальнейшая их судьба, чем они занимались в тысячах вёрст от родной земли - остаётся лишь догадываться. Возможно, и по сей день на Аляске обитают потомки тех, кто много лет назад покинул Россию в поисках лучшей доли?