Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 2. Калаихум - Хорог

День второй. Наша колонна движется вдоль реки Пяндж.

Разбитая дорога все так же идет по берегу реки, только на этот раз на ней нет недостатка трафика.

-2

Это единственная дорога, связывающая Хорог и Памир с Душанбе.

-3

Прижимаешься к обрыву, чтобы объехать попутный перегруженный фруктами КАМАЗ-рефрижератор, или внедорожник, в котором сидит человек 10 с тюками (Рейсовых автобусов тут нет, и для памирцев это единственный способ добраться до Душанбе) и сквозь открытое окно слышишь, как по склону катятся живые камни.

-4

В такие минуты становится не по себе…

-5

А когда навстречу едет растянутая на несколько часов колонна китайских карьерных грузовиков, каждый разъезд и вовсе становится приключением.

-6

По ту сторону реки – Афганистан.

-7

Крошечные кишлаки на склонах гор – словно пирамиды, собранные из камней и прямоугольных глиняных кубиков жилые дома и хозяйственные постройки. На каменистом берегу реки на валунах сушатся после стирки коврики. Примечательно, что жизнь в Афганистане кажется через реку более устроенной и благополучной, чем там, где я еду…

-8

Если присмотреться, то на отвесной скале над рекой можно увидеть деревянные мостки и лестницы. Горная тропа, пройти по которой совсем непросто...

-9

На остановке перевожу дух. Вокруг — высокие скалы ущелья. Над ними — снежные шапки в пене из облаков.

-10
-11

Колонна на привале.

-12

Под навесом у крошечной чайханы на разноцветных ковриках сидит водитель одного из КАМАЗов. На накрытом занавеской синем пластиковом столике — старый японский телевизор, на экране горит слово «Арбат». «О, ты из Москвы? Из какого района?», — спрашивает меня 45-ти летний Билол. Это самый частый вопрос в Таджикистане. «Я шесть лет на Петровско-Разумовской жил. Водителем работал. Сейчас вот вернулся. Садись, выпьем чаю!»

-13

К сожалению, пить чай времени нет. Мой напарник утром почувствовал себя неважно, и его самочувствие лучше не становилось. Получаю от начальника нашей небыстрой колонны разрешение – взять на борт нашего гида, оторваться от группы и оперативно доставить коллегу в больницу города Хорог.

-14

До него чуть больше 150 км – но дорожное полотно в чудовищном состоянии. Когда-то тут был асфальт, но в послевоенное время его обновляли далеко не везде.

-15

То есть часть дороги ремонтировали последний раз во времена СССР…

Асфальтовые и бетонные ямы отличаются от грунтовых, у них острые края. С увеличением скорости (я же везу человека в больницу!) удары от ям становятся такими, что я начинаю опасаться, что у Amarok отвалятся колеса. Вот почему местные предпочитают ставить на свои «Крузаки» резину размером не менее 33х дюймов. Забегая вперед скажу, что с Amarok ничего не случилось — удивительно крепкая машина!

Да и в целом на плохих дорогах Amarok приятно удивляет – определенно, среди всех прочих пикапов, предлагаемых в России, он чемпион по комфорту, и козлит меньше. Но не стоит забывать, что моя машина – с обычными трехлистовыми рессорами (есть еще модификация heavy duty), а в кузове стоит 120-ти литровый резервуар с соляркой.

По дороге встречаются редкие села. Редкие лица - чаще всего с улыбками...

-16
-17
-18

Когда дорога позволяет – еду еще быстрее. Повороты Amarok прописывает, как хороший внедорожник, позволяя в случае необходимости «дать угла» без пугающего крена. Вот она, сила постоянного полного привода с «торсеном»…

-19

По пути встречаем мотопутешественника из Южной Кореи. Короткая остановка, приветствия, пожелания удачи – и мы мчимся дальше.

-20

Чем ближе к Хорогу — тем лучше асфальт.

-21

Больница города Хорог – лучшая в регионе, но по московским меркам производит пугающее впечатление. Темные корпуса. На территории на веревках сушится белье, там же пасутся коровы.

-22

Только мастерство и опыт нашего гида позволяет вызвонить дежурного врача. Единственного на всю больницу… Но все, что может сделать высокий седовласый мужчина в советском армейском бушлате, принимающий нас в палате с двумя застеленными байковыми одеялами койками — это померять температуру, пощупать живот и развести руками. Более детальной диагностики в воскресенье тут не провести…

В итоге принято решение – срочно отправить человека автомобилем в Душанбе, оттуда, если состояние позволит, в Москву. К счастью, все прошло благополучно – и мой коллега оказался в московской больнице не слишком поздно… Но об этом я узнал лишь спустя двое суток.

А пока – беспокойная ночевка в Хороге, расположенном на высоте 2200 метров.

Читайте всю историю про мое путешествие по Памирскому тракту:

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 1, Душанбе-Калаихум

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 2. Калаихум - Хорог

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 3. Хорог-Мургаб

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 4. Мургаб-Ош