Найти тему
Дзен для авторов

Сергей Доля, Илья Варламов, Ману Чаподзе, Сергей Анашкевич и Руслан Кирничанский: как сделать нарратив?

Вслед за рекомендациями наших партнеров из крупных медиа свои советы по созданию нарративов дают блогеры – авторы Дзена.

Сергей Доля, фотограф и путешественник

У каждого блогера-фотографа есть кадры, которые не нуждаются в больших и развернутых подписях и говорят, что называется, сами за себя. Такие снимки очень хорошо подходят для нарративов.

Тем не менее, я делаю вторым кадром (после основной заходной фотографии) небольшой текст в двух-трех предложениях. Больше не нужно. Нарратив — это легкий формат, который должен заходить, не перегружая зрителя излишне подробной информацией.

Придется смириться с тем, что вертикальная ориентация накладывает некоторые ограничения для фотографий. Впрочем, можно сделать нарратив в качестве затравки и в конце дать ссылку на статью, где фотографии можно посмотреть в широком формате.

В отличие от Stories в Instagram, где много всякого личного, для нарратива в Яндекс.Дзене лучше использовать фотографии, которые будут интересны не только тем, кто знает вас лично, но и случайным зрителям. Мои популярные темы выглядят так: "Девчонки и морские звезды", "Ледники Шпицбергена", "Подводный мир Мальдивских островов", "Лентикулярные облака Патагонии" и т.д.

Руслан Кирничанский, архитектор

Нарратив блогера всегда интереснее, чем у издания. Блогер может экспериментировать с форматом и дизайном, поэтому пробуйте и находите лучший вариант.

Нарратив – это мини-журнал, поэтому к верстке следует относиться серьезно: я всегда слежу, чтобы текст был читаем и подкладываю под него подложку – для увеличения контрастности.

Нарратив должен быть полезен. Лучше всего когда нарратив цельный и не требует перехода на сайт. Расскажите в нарративе всю историю (без «далее читайте здесь) – это оценят читатели и подпишутся на ваш канал.

Особое внимание стоит уделять кадрированию фотографий – вы можете увеличивать и переставлять фото так, как этого требует смысл публикации.

В одном нарративе лучше использовать не более двух размеров шрифта. Это поможет структурировать оформление и читателю будет удобнее пролистывать вашу публикацию. Когда размер шрифта «прыгает», то это раздражает и не помогает усвоить материал.

Цветной шрифт должен быть оправдан, не позволяйте вашему нарративу превратиться в цирковую афишу (если вы не пишете о цирке).

Представитель блогера Ильи Варламова

Мы тестируем нарративы со ссылками на Varlamov.ru на протяжении нескольких месяцев, публикуя карточки из путешествий. За это время аккаунт собрал 172 подписчика. Это не много, но мы даем скидку на то, что формат только начал свое развитие и продолжаем публиковать карточки.

Немного советов для начинающих авторов:

Очень важно уделять внимание оформлению подписей на изображениях, которые вы вставляете в свой нарратив. Текст должен быть удобным для чтения как с компьютеров и ноутбуков, так и с мобильных устройств, подписи нужно делать ёмкими и понятными.

Лучше вообще не использовать яркие цветные шрифты или подложки для текста — это сбивает с толку и чаще всего не сочетается с цветами фотографии. Идеально, если на изображении есть некое свободное пространство, куда можно поместить текст, чтобы вообще не использовать подложку.

Не стоит добавлять в нарративы очень много текста. Главный элемент — это изображение, текст лишь дополняет/поясняет его. Нарратив должен показывать, а не рассказывать.

В нарративах мы показываем города, их архитектуру и другие детали — на последний слайд всегда добавляем ссылку на соответствующий пост в блоге для тех, кого заинтересовала тема и кому хочется прочесть более подробный рассказ. Запихивать всё это целиком в нарратив не нужно.

Ману Чаподзе, автоблогер

Нарратив – очень интересный формат, для меня он стал своеобразным продолжением Stories в Instagram.

Но если для Instagram больше подходят видео, то здесь речь идет о фотографиях, выстроенных в общую ленту.

К нарративу придется немного привыкать, лично я столкнулся с одной проблемой: обычно мы все фотографии снимаем горизонтально и интегрировать их красиво в нарратив не получается. Теперь я многие фотографии специально делаю вертикально.

Когда вы создаете нарратив, главное не забывать, что смотрят их в основном с мобильных устройств. То есть текст лучше располагать в местах, где пользователи не будут проводить пальцем и мешать просмотру, то есть лучшее место – верхняя часть нарратива.

Сергей Анашкевич, блогер и путешественник

Нарративы отличаются от Stories в Instagram. Stories – больше игровой, фановый формат. Многие воспринимают его как канал, куда можно постить "всякую фигню" мимо основной ленты. В Дзене такая модель вряд ли необходима. При этом Stories приучают людей к вертикальному формату подачи информации через карточки ( с простым оформлением). На мой взгляд, Дзену стоит создать дифференциацию именно в подаче серьезных материалов посредством нарративов, фотогалерей, инфографики, информационных и обучающих материалов, новостных статей и т.д.

Главный совет при создании нарратива – придумать свой формат, свою тему, свою фишку. Не бояться экспериментировать и щупать аудиторию. Это настолько новая штучка, что даже пользователь не знает, что он хотел бы видеть в нарративах и в каком именно виде. А значит, он будет реагировать на все, что будет делать автор и это круто и интересно.

Автор может задавать тренды и направления, формировать их и придумывать. Нужно делать карточки максимально легкими для восприятия, понятными читателю и емкими в части информации (если это информативный нарратив). Если это фотогалерея или гиф, они должны быть связаны друг с другом, увлекать и побуждать досмотреть до конца

Плюсы формата.

Свежесть. Пользователи любят новое и с удовольствием готовы пробовать. Адаптивность под вертикальный формат, который становится все более привычным. Есть мобильное приложение (жаль, что пока только Android). Творческая составляющая, побуждает придумывать собственные мини-форматы. Следование современным трендам и решениям. Перспективность в части возможности вырасти в новый продукт и формат подачи информации. Доступность для широкой массы авторов, не обладающих слогом, но желающих создавать некие истории

Минусы.

Относительная сырость. Не хватает некоторого функционала для эффектного оформления нарративов. Небольшой масштаб относительно окна браузера в десктопных системах, из-за чего тексты и фото выглядят слишком мелкими и непрезентабельными. Отсутствие предпросмотра перед финальной публикацией на фоне его наличия в публикации обычной статьи. Отсутствие отложенного постинга. Нет приложения для iOs