Сообщение нашли в «черновиках» на телефоне умершего человека. В тексте мужчина писал, что хочет передать имущество брату с племянником, при этом оставляя без денег жену и ребёнка. И суд австралийского штата Квинсленд признал такое завещание действительным. ABC News сообщило, что 55-летний мужчина набрал это сообщение в октябре 2016 года, перед тем, как покончить собой.
Жена оспорила завещание в верховном суде Брисбена, аргументируя иск тем, что сообщение не было отправлено, а значит, опубликовано. Следовательно, по формальным признакам, завещание не может считаться действительным.
Однако судья Сьюзен Браун сказала, что текст сообщения содержит фразы, которые свидетельствуют о том, что человек находился в своём уме, и о том, что писал он именно завещание. В тексте он указал, что хочет, чтобы его прах закопали на заднем дворе, описал небольшие сбережения, которые он прятал за телевизором, и те, что хранил в банке. Суд также принял во внимание доказательства очень плохих отношений мужчины с женой.
Законы штата Квинсленд рекомендуют предоставлять завещание, написанное от руки, с подписью двух свидетелей. Однако, поправка от 2006 года позволяет рассматривать в качестве посмертной воли и менее формальные типы документов.
Вообще, приём таких нестандартных завещаний – явление в мире не уникальное. В Чехии, например, умирая, человек нацарапал на стене у кровати «Всё жене». Такое завещание было принято.
А более семидесяти лет назад в Канаде признали действительным завещание фермера, нацарапанное на крыле трактора. Человек оказался зажат под тяжелой машиной, не смог выбраться, и выразил свою волю на куске металла, до которого смог дотянуться.
На всякий случай замечу, что наш суд подходит к завещаниям гораздо более формально. И не признаёт завещания, не заверенные ответственным лицом (нотариусом, глав. врачом, начальником тюрьмы, и т.п.) и свидетелями, с соблюдением всех необходимых процедур. За исключением чрезвычайных ситуаций, в которых всё равно потребуются подписи свидетелей, и соблюдение ещё ряда формальностей.