Большинство клиентов приходят к нам после того, как не увидели качественной работы других SMM-специалистов. Много наших усилий уходит на то, чтобы исправлять чужие ошибки — а это намного трудозатратнее, чем начинать с нуля.
Эта статья написана не для того, чтобы похвалиться (ну разве что чуть-чуть). Эта статья - «инструкция по безопасности», которая защитит вас от работы с некомпетентными специалистами. Ниже перечислены обязательные качества, которые должны быть у SMM-специалиста — будь это фрилансер или сотрудник маркетингового агентства.
Фундаментальное маркетинговое образование
На многочисленных курсах по продвижению в Инстаграме учат техническим особенностям социальной сети. На некоторых курсах все-таки преподают азы маркетинга, но в таком сжатом и поверхностном формате, что этих знаний не хватит и на первую сессию в хорошем ВУЗе или бизнес-школе, не говоря уже о практической работе. В основном, курсы по СММ и Инстаграму, длящиеся от силы несколько месяцев, - не более чем продукт инфобизнеса.
SMM — Social Media MARKETING. Человек без образования маркетолога не может работать маркетологом точно так же, как врач не может работать без образования врача. Доверите ли вы своё здоровье человеку, который закончил курсы по насморку? Или же предпочтете врача с полноценным медицинским образованием и специализацией отоларинголога? Почему же тогда многие доверяют здоровье своего бизнеса неквалифицированным людям, которые даже не соблюдают заповедь Гиппократа — «Не навреди»?
"Скажи, кого ты читаешь, и я скажу, какой из тебя маркетолог"
Это не значит, что первым делом нужно требовать показать диплом. Диплом как раз-таки уже давно ничего не значит, и благодаря Интернету человек может получить самообразование и неплохо прокачать себя в маркетинге. Поинтересуйтесь у специалиста, как зовут его любимого маркетолога и какие книги по маркетингу — его любимые.
Хорошие стандартные ответы - это те, в которых прозвучало имя Филип Котлер и Дэвид Аакер или книги их авторства. Хорошо, если человек читает зарубежные издания по маркетингу и следит за отчетами крупнейших маркетинговых агентств и рекламных холдингов.
Плохо, если основной источник информации SMMщика — инстаграмы других российских SMMщиков, а «образование» он получил через инфокурсы и инста-марафоны. Продвинутый СММ-специалист потребляет контент не по механике Инстаграма и других социальных сетей (это ему и так должно быть известно), а по маркетингу и продажам в целом.
Знание рекламного рынка
АКАР, ВГТРК, Газпром-Медиа, Publicis, BBDO, Omnicom, Young & Rubicam, Nielsen — если специалисту эти названия ни о чем не говорят, то значит, это не специалист. Это равносильно тому, если стилист не знает бренды D&G и Prada, конструктор автомобилей ни разу не слышал про Tesla, а мультипликатор про Disney и Pixar.
Знание английского языка
Маркетинг в России (в том числе SMM) развивается вслед за США и Европой. Россия отстает, и все новинки, отчеты и результаты исследований приходят из-за рубежа. SMM-специалист, не знающий английский, почти всегда будет «не в теме» и не сможет оперативно применить растущий тренд к вашему бизнесу. Когда всю информацию переведут на русский язык, вы уже потеряете временное преимущество перед конкурентами.
Обоснованность каждого рубля
Цена продвижения должна полностью обосновываться. Если вы видите спецпредложение со скидкой на продвижение и вместо 30 тысяч рублей с вас просят 15 тысяч, не бегите отдавать свои деньги, а задайте себе логичный вопрос: «Почему вдруг время и знания специалиста стали стоить в два раза дешевле?». Не только агентства, но и фрилансеры перед началом работы должны присылать смету, в которой указана стоимость часа их работы и распределение часов на различные задачи.
Не красивое, а содержательное портфолио
Портфолио должно включать в себя показатели до работы, показатели после работы и краткое описание процесса и того, что было сделано. Проследите за тем, что проекты были из различных тематик. Настораживает, когда в портфолио представлены только салоны красоты и другие стандартные сферы. Обращайте внимание и на представленные в портфолио показатели: это должно быть не количество лайков и подписчиков, а бизнес-показатели. Им посвящен следующий пункт.
Аналитическое бизнес-мышление
LTV (Life Time Value), постоянные и переменные издержки, payback period, мини-конверсии, ROI, CPC, CPM, себестоимость, стоимость бренда, средний чек - SMM-специалист обязан иметь аналитический склад ума и мыслить бизнес-показателями. Весь креатив также должен быть привязан к аналитике. Иначе вы просто не сможете найти с таким человеком общий язык, потому что он не разбирается в том, что интересует вас больше всего — прибыль, и при этом долгосрочная.
Работа только при наличии стратегии
Начало работы начинается с составления письменной (!) стратегии. Ни один уважающий себя SMM-специалист не будет в первый день выкладывать посты. Анализ рынка и ситуации в вашей компании, поиск сильных и слабых сторон, сегментирование и составление подробных портретов целевой аудитории, проработка характеристик бренда, создание такого визуального оформления, которое соответствует представлениям целевой аудитории о вашем бренде, составление контент-плана, генерация креативов, определение стилистики текстов и поиск качественных каналов и инструментов продвижения, которые подойдут именно вашему проекту — это все не может занимать меньше нескольких дней (как правило, неделю)!
А если вы после прочтения подумали: «Да ладно, и так сойдет!», то нет, не сойдет. Может, и сойдет, но недолго. А вы же не из тех, кто потом будет жаловаться, что конкуренты плохие, потому что отняли ваш источник дохода? Лучше один раз потратить силы на поиск хорошего специалиста, и тогда со временем доходы конкурентов станут вашим доходом. И помните, что скупой платит дважды.
Остались вопросы? Оставьте заявку на нашем сайте, и мы свяжемся с вами в течение суток.