Частицы истории Российской Империи, прославившие аукционный дом «Hotel Des Ventes»
В декабре 2010-го, а затем в том же месяце 2011-го года в швейцарском аукционном доме «Hotel Des Ventes» с молотка ушли редчайшие исторические лоты. Это были никогда ранее не публиковавшиеся письма членов царской семьи Романовых, уникальные фотографии представителей династии и ряд других документов и предметов, о существовании которых ранее не было известно.
Новость о появлении столь уникальных лотов, проливающих свет на историю Российского императорского дома, облетела весь мир и в мгновение ока сделала «Hotel Des Ventes» одним из наиболее известных аукционных домов на всей планете. Торги прошли крайне успешно: лоты были куплены по невероятно высоким ценам, побившим сразу несколько мировых рекордов. Но каким образом в руки швейцарского аукционного дома и его директора Бернара Пиге попала эта уникальная коллекция, и почему ранее о ней никто не слышал?
Загадочный владелец коллекции
Все предметы, входившие в состав этой редчайшей коллекции, когда-то принадлежали Фердинанду Тормейеру. О личности этого человека известно не так много, как хотелось бы, но некоторую информацию все же удалось собрать.
Швейцарец Тормейер родился 1 февраля 1858-го года в пригороде Женевы – населенном пункте Каруже. В те времена жители Швейцарии достаточно часто искали способы для самореализации не в родной стране, а в Российской Империи, и Фердинанд Тормейер не стал исключением. В восемнадцатилетнем возрасте он отправился в Россию, и через несколько лет учебы получил право работать в должности преподавателя в военно-учебных заведениях и кадетских корпусах. Впоследствии он был награжден рядом почетных орденов, но в контексте нашей истории важнее всего тот факт, что в 1886-ом году Фердинанд Тормейер получил должность воспитателя и преподавателя французского языка при детях Императора Александра III – предпоследнего в правящей династии дома Романовых.
Тормейер был достаточно скромным и сдержанным человеком, из-за чего, в том числе, был тепло любим царской семьей. В течение трех лет он обучал французскому языку и литературе Великого Князя Георгия Александровича и Цесаревича Николая Александровича, а впоследствии был наставником при Михаиле, Ольге и Ксении. Между детьми царя Александра III и их швейцарским воспитателем сложились очень теплые и доверительные отношения, о чем можно судить хотя бы по тому, что переписка между ними началась в 1887-ом году и продолжалась до самой смерти. Кроме того, Фердинанд Тормейер (как и Великий князь Михаил Александрович) увлекался фотографией, и потому собрал множество снимков царской семьи.
Юные Михаил, Ольга и Ксения в своих письмах рассказывали Тормейеру, как они играют с кузенами, ходят на охоту, катаются на велосипеде. Повзрослевшие Романовы писали наставнику о революции, о тяжелой жизни вдалеке от России, о финансовых проблемах и о трудностях в воспитании детей. При этом Михаил до самой своей смерти в 1918-ом году обращался к Феринанду Тормейеру как «Мой ангел Сеша» и подписывался «Михаил, который Вас боготворит». А Ольга продолжала писать наставнику даже после того, как в 1944-ом году он скончался.
Во время Второй Мировой войны Фердинанд Тормейер трудился в штаб-квартире Швейцарского Комитета Красного Креста, неоднократно посещая лагеря русских военнопленных. Вскоре после его смерти вся бережно хранившаяся коллекция фотографий, писем и памятных вещиц, которые были так дороги наставнику детей предпоследнего российского императора, оказалась упакованной в обычные чемоданы и отправленной на чердак.
Неожиданная находка потомков Тормейера
О существовании уникальной и крайне дорогостоящей коллекции не подозревали несколько потомков Фердинанда Тормейера. Неприметные чемоданчики переезжали вместе с другими их вещами, когда они решали сменить место жительства, и никогда не открывались, сразу же поселяясь на чердаке. Но в 2010-ом году наконец-то случилось чудо: решив, что им стоит избавиться от лишнего хлама, потомки воспитателя детей царской династии решили выбросить чемоданчики. Перед этим они решили проверить, что же в них хранится, а когда увидели многочисленные письма и фотографии – показали находку Бернару Пиге.
Внушительные размеры коллекции
Находка оказалась просто невероятной: порядка 2000 предметов, в том числе, около 1000 рукописных писем, отправленных Великими Князьями и Княгинями своему любимому наставнику, поддерживавшему их теплым словом, поздравлениями и подарками в радости и в печали. Также в состав коллекции вошли свыше 400 телеграмм, порядка 150 фотоснимков, 200 открыток и другие памятные документы и предметы. К примеру, на чердаке обнаружился подарочный портсигар, выполненный из розового золота и серебра, внутри которого была выгравирована надпись: «Николай и Георгий для М. Тормейера, на память о трёх хороших годах».
В коллекции оказались письма Ольги Александровны Романовой, фотографии Александра III, Николая II, Михаила Александровича Романова и т.д. – и все это уникальное, до этого никогда и нигде не публиковавшееся и не выставлявшееся. В том числе, были обнаружены фотографии юных княгинь и князей Романовых, которые встречаются крайне редко и потому имеют еще более высокую ценность. По инициативе Бернара Пиге незадолго до торгов (с 3-го по 5-ое декабря 2010-го года) посмотреть на уникальные лоты в стенах «Hotel Des Ventes» можно было абсолютно бесплатно.
Вскоре потомкам Фердинанда Тормейера удалось раскопать в завалах старья еще одну группу лотов – около трехсот снимков царской семьи, также никогда не публиковавшихся ранее. Некоторые из них были подписаны собственноручно Николаем II, его сестрами и братьями. Представители царской династии записывали места, в которых были сделаны снимки, проставляли даты. Такие снимки стоят особенно дорого. В состав коллекции, помимо прочего, вошли два фотоальбома примерно по 50 снимков в каждом. Некоторые фото были выставлены на продажу группами, наиболее ценные шли в качестве отдельных лотов. Состоявшиеся в декабре 2011-го года торги стали не менее фееричными, чем продажа основной части коллекции Тормейера годом ранее.
Невероятные торги
Как рассказывают очевидцы, 6-го декабря 2010-го года, во время коктейля накануне начала торгов «русского» стринга, посетители швейцарского аукционного дома не проявляли большого интереса к «императорским» лотам. Однако во время самого аукциона ситуация в корне изменилась: по рекордным ценам были проданы не только предметы из коллекции Тормейера, но и 99,9% всего «русского» стринга – иконы, русский фарфор, серебро и др. Таким процентом сторгованных лотов не могут похвастаться даже самые крупные аукционные дома всего мира.
В 2011-ом году специалисты предрекали повторение того невероятного действа, что развернулось в Женеве годом ранее, и не ошиблись. Прогнозировалось, что начальные стоимостные оценки лотов будут превышены в 5-10 раз, но для многих фотоснимков превышение оказалось даже более внушительным. Во время торгов было побито несколько мировых рекордов по цене для фотографий подобного плана. Сам Пиге отметил, что история Российской императорской семьи интересует не только россиян, но и многих людей в Европе и всем мире, из-за чего такие лоты всегда привлекают внимание большого количества коллекционеров из разных уголков планеты.
Вы можете прочитать данную статью на сайте на русском и английском языке