Кто такая Пенелопа Фицджеральд?
Удивительно, но до недавнего времени про английскую писательницу Фицджеральд, родившуюся в 1916 году, но выпустившую свой первый роман лишь спустя 59 лет, мало кто слышал. Автор просто не выпускалась у нас, за исключением пары вещей, которые были переведены для журнала «Иностранная литература». А ведь Пенелопа, хоть и начала свою писательскую карьеру довольно поздно, тем не менее создала, как минимум, два значимых романа. Один из них попал в шорт-лист «Букера-1978», а другой стал лауреатом этой престижной премии уже на следующий год.
Женщина-предприниматель, открывшая книжную лавку
В России издательство «Эксмо» решило начать знакомство автора с читателями, как раз с произведения, которое попало в шорт-лист «Букера», «Книжная лавка». Что, впрочем, неудивительно. Какой книголюб откажется от книги, в которой ему расскажут историю пожилой вдовы, решившей открыть свою книжную лавку, тем более, что в её маленьком городке ещё не было подобных заведений?
Читая Фицджеральд, я осознавал, откуда растут ноги, к примеру, у «Повседневной логики счастья» Габриэль Зевин. Но вы же понимаете, что «мимишный» текст вряд ли бы мог претендовать на включение даже в длинный список «Букера». А потому вот вам конфликт истории. Одна жительница городка, особа со связями и баблом нацелилась уничтожить магазинчик, чтобы на его месте создать модный «Центр искусств».
И вот уже «Книжная лавка» выходит на новый уровень. С одной стороны, остается её уютность. Это и атмосферные цитаты про книги, и прочие интересные зарисовки из мира шелестящих листьев, в том числе профессиональные. К примеру, как была воспринята читательским обществом «Лолита», как она раскупалась, везде ли её легко можно было найти и продавала ли главная героиня её у себя? А с другой она вызывает гнев, ярость из-за несправедливости, творящейся в романе.
В идеале мне не хватило срабатывания в развязке всех триггеров, разбросанных по тексту. Особенно это касается мистической составляющей истории. Ближе к финалу автор ломает все читательские ожидания, соприкасая его мордочку с асфальтированной мощью реальности. Если проводить аналогию с этим романом, то в один ряд с ним я бы поставил не книгу, а фильм, моментально всплывший в памяти. Это «Левиафан» Звягинцева о борьбе «маленького» человека и власти.
4 звезды из 5
Не забывайте подписывайтесь на мой канал KNIGAFILM.MAN и ставить палец вверх, если вам понравился материал!