Пресс-конференция Президента РАН г-на Сергеева наконец более-менее прояснила, во-первых, о чем шел разговор у него с Путиным, а во-вторых, какие варианты развития научной политики в принципе существуют.
Вся пресс-конференция длилась час и сорок минут и вопросов г-н Сергеев затронул много. Выделим сейчас самое главное с необходимыми комментариями.
(1) Связка ФАНО-РАН сохраняется, подведомственность институтов ФАНО сохраняется, изменений здесь не будет.
(2) Изменения статуса РАН будут проводиться в два этапа - на первом внесут изменения в ФЗ-253, на втором (ближе к осени и параллельно с работой над законом "О науке...") разработают отдельный закон об академии наук и пропишут в нем особый статус. Причем с Путиным согласованы не конкретные изменения, а лишь "принципиальная необходимость внесения изменений" и дана отмашка на совместную работу с юристами АП.
Ключевыми изменениями в 253-ФЗ по версии Сергеева должны стать следующие:
(3) Прописана роль РАН как координатора Стратегии научно-технологического развития. Как мы писали ранее, скорее всего это означает участие в координационном совете, а также руководство программой фундаментальных исследований в рамках разрабатываемой госпрограммы Научно-технологического развития.
(4) Изменен механизм взаимодействия с ФАНО по вопросам формулировки госзадания для академических институтов. Причем финансовые вопросы в любом случае остаются в ведении ФАНО. Фактически, выражаясь словами г-на Сергеева, будет заменено утверждение ФАНО госзадания "по согласованию с РАН" на "по представлению РАН". В сущности, так оно, по идее, и должно было быть изначально.
(5) Блок по взаимодействию с органами госвласти: к информационному взаимодействию должно быть добавлено "представление предложений", а к функции экспертизы - прогнозирование.
(6) По вопросам научно дипломатии - речь будет идти о возможности РАН более практически участвовать в международных взаимодействиях: финансировать поездки, отправлять не сотрудников в командировке, заниматься международными обменами.
(7) Отдельно стоит отметить, что Сергеев пытался использовать тему обороны и безопасности. Это, конечно, в плюс ему - все-таки додумался (или подсказали и он воспринял). С другой стороны, реальных механизмов для финансирования институтов по линии ОПК сейчас нет. Так что это пока откладывается в долгий ящик.
Вроде бы, все хорошо. Так почему же Сергеев, особенно в той части пресс-конференции, когда он рассказывал о самой встрече с Путиным, был так растерян и расстроен? Делаем выводы.
(1) Сергеев сам проговорился о серьезной вероятности реализации проекта "Министерство науки", причем практически в том виде, в котором мы его и предлагали. Разве что отраслевую науку, как нам кажется, другие министерства и ведомства отобьют. Надо же будет как-то межведомственное согласование проходить.
Сергеев понимает, что в случае создания Министерства науки академические институты строем станут подведами нового органа власти, а в случае с наличием блока по высшему образованию в новом ведомстве, дальнейшая интеграция и поглощение академической науки со стороны вузовской или прикладной (отраслевой) науки. При этом ФАНО будет ликвидировано, а сама РАН банально растворится в новой научной мегаструктуре.
Сергеев считает, что сейчас очень важный момент для выживания и РАН, и ФАНО, поэтому нужно сплотиться и вместе противодействовать подобному проекту. Подобная совместная работа - это аж "оберег" от всяких слияний. Такого мессиджа про понимание ФАНО и поддержки его работы из Академии наук мы не слышали очень давно. Даже от самого Сергеева.
А проект министерства науки весьма вероятен - не зря Сергеев обмолвился и о трансформациях в Правительстве, и о возможном выделении отдельной вице-премьерской должности под науку и технологии. Сама же Академия, как водится, становиться органов власти не хочет категорически. В самом деле, это же так удобно - одним боком мы госфинансирование получаем, а другим - мы очень даже общественная и независимая организация с самоуправлением.
(2) Есть в этой логике Сергеева (сплотиться и отстоять академический сектор) только один маленький изъян - это Котюков (руководитель ФАНО). Пост губернатора прошел мимо него, поэтому, очевидно, что какую-то компенсацию за это он получить может. Пост министра науки и высшего образования? Или смотрим выше - вице-премьерство? В первом раскладе церемониться с РАН вряд ли будут - Академия останется координирующей инстанцией, а во втором трансформации тоже неизбежны. Вряд ли такой человек как Котюков будет руководить аморфной структурой без должных рычагов и соответствующих институтов. Отсюда и заклинания о вечной дружбе и нерушимости границ.
(3) Повышение статуса Академии наук реально произойдет только с принятием отдельного закона, а это будет не раньше осени. За эти месяцы случиться может вообще все что угодно. Поэтому реально, что получит Сергеев - это изменения в ФЗ-253. И то этим изменениям еще предстоит пройти межведомственное согласование, в том числе, с самим ФАНО.
(4) Наше мнение таково - все процессы по науке сейчас зависят от главного решения - по Министерству науки. Будет ли оно только по науке, или еще по высшему образованию, или еще и отраслевую науку включит - от этого зависят все расклады. В целом проект рассматривается как очень вероятный, но продолжается торг и за сам проект, и за полномочия, и за пост.
(5) Роль Академии наук - хоть с дополненным ФЗ-253, хоть с особым законом - будет не столь значительной, а далее будет снижаться. Есть для Стратегии научно-технологического развития координаторы и позубастее.