Найти в Дзене
Русская вера

Чаяния об епископе — одни из самых насущных вопросов среди единоверцев

Оглавление

В первый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом, в котором было отмечено особое место единоверческих приходов в современной церковной жизни. В своем выступлении Патриарх обратил внимание на появление первого епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Подобное внимание, хоть и в паре слов, но из уст Святейшего обязывает ко многому. Свой комментарий нашему сайту дал староста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков.

Cтароста  Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского  епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир  Басенков
Cтароста Успенской единоверческой общины Симбирска, директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков

100 лет назад на Поместном соборе Русской Церкви было принято решение о даровании единоверцам своих единомысленных епископов. Можно сказать, что реабилитировалась вся церковная старина, был сделан важный шаг на пути врачевания раскола, Собор выказывал доверие православным старообрядцам. События истории разворачивались довольно быстро, и уже вскоре первые единоверческие епископы замещали на общеправославных кафедрах подвергшихся гонениям архиереев и с равной любовью окормляли всю вверенную им в заботу православную паству. Большинство приняло мученическую кончину за веру во Христа.

История не знает сослагательного наклонения, но ведь тенденции на установление, спустя века, добрых отношений господствующей Церкви и старообрядцев прослеживались явно. Не последнюю роль в этом играли единоверцы. Что говорить, епископ Симон Шлеев, священномученик и первый старообрядный архиерей, сделавший для единоверия более, чем кто бы то ни было за все время его существования, сам происходил из старообрядцев спасового согласия. А наставником его был не кто иной, как митрополит Антоний (Храповицкий), сочувствовавший единоверцам и всецело поддерживающий их.

В современном православном обществе проснулся запрос на русскую церковную старину. И старина эта — не музейный экспонат, а живая традиция, которую века сделали лишь крепче. Старообрядчество, по словам Ф.Е. Мельникова, есть высокая церковная культура.

От себя добавлю, что это высокая церковная культура, помноженная на национальный колорит. Не этого ли нам сегодня не хватает?

Единоверие развивается в очень разных условиях по местам. Вся проблема — в отсутствии внятной «юридической» базы, положения о старообрядных приходах и определенной свободы в возможности молиться «по-старому».

В наши дни недостаточно одних лишь соборных постановлений 1971 и 1988 годов, разъясняющих допустимость старорусских традиций и обрядов в РПЦ, — необходимы конкретные церковные нормативные акты, позволяющие активно и беспрепятственно развивать это важное направление.

В Симбирской епархии этот вопрос не стоит, чему свидетельство — активно развивающийся единоверческий приход и первый в России епархиальный Центр. Однако нам известны и вопиющие случаи «гонений» в других регионах. Эти случаи печальны не только для единоверцев, но и, к сожалению, дискредитируют в глазах представителей старообрядческих согласий идею реабилитации старого обряда в Русской Православной Церкви. 

Для того чтобы понять, сколько реально единоверческих приходов в России и за ее пределами, необходимо наделить Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции большими полномочиями, позволяющими ему решать основные насущные проблемы общин и тех групп, которые изъявляют желание организовать единоверческий приход. Появление викарного епископа сможет решить эту проблему окончательно.

Действие правил Единоверия, утвержденных на соборе 1917 года, таких как выбор священно- и церковнослужителей, соборное решение приходских вопросов, неукоснительное соблюдение древнерусского богослужебного устава — необходимо вернуть в жизнь Церкви!

Единоверие — особое явление, и оно требует особого же подхода. 

Директором епархиального центра древнерусской богослужебной традиции назначен Владимир Басенков (справа)
Директором епархиального центра древнерусской богослужебной традиции назначен Владимир Басенков (справа)

Более того, появление единоверческого епископа, а, быть может, даже и нескольких, даст возможность не только восстановить особенности дораскольного архиерейского богослужения, но и установить преемственность с литургическими строем, существовавшим во времена служения великих архипастырей древнерусской Церкви.

Люди ищут старины. Интересуются русской иконой — непревзойденным Рублевским идеалом, положившим начало многовековой школы иконописи; знаменным пением, которое потрясает своей неотмирностью и позволяет раствориться в молитве; церковной архитектурой, которая сквозь тлен веков донесла до нас дух вечности. В 17-м началось окончательное разрушение быта — по сути, тварного миропорядка русского человека. Все чаще современные христиане сожалеют об утерянной мудрости веков, которая была забыта в угоду бездушному прогрессу.

Единоверие после распада СССР стало движением снизу и отличалось от единоверия XIX века тем, что привлекло в свои ряды многих чад Русской Православной Церкви, интересующихся древнерусской богослужебной традицией, людей консервативного склада. Отрадно, что ряд приходов можно по-хорошему назвать «мужскими», представители сильной половины человечества здесь преобладают. Единоверческие общины позволительно считать общинами в полном смысле этого слова. Высока крепость внутренних (да и межприходских) связей, на достойном уровне грамотность мирян в вопросах богослужения. Стоит отметить, что ряд приходов единоверцы организовали в отсутствии священника, однако не первый год совершают регулярные богослужения мирским чином. И это не мешает росту общин, а наоборот, повышает самосознание мирян, укрепляет в них чувство ответственности за свой храм, свою общину.

Православные старообрядцы сегодня, с одной стороны, способны дать всей матери-Церкви ключ к духовным сокровищам Древней Руси, ресурсам христианского духа. С другой стороны, рана церковного раскола и по сей день не изжита из нашей реальности. И здесь единоверцы вновь становятся тем мостом, с помощью которого, даст Бог, однажды удастся эту рану исцелить.

Единоверцам нужен единомышленный епископ, так же, как и 100 лет назад. Сегодня чаяния об епископе — одни из самых насущных вопросов среди нас. Вслед за Леонидом Севастьяновым хотелось бы дерзнуть обратиться ко всему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви с просьбой о возвращении в жизнь Церкви утвержденных на вековой давности Соборе правилах Единоверия и о поставлении епископа всем единоверцам, верным чадам матери-Церкви.

Сайт Русская вера