Утром наш герой играет с волками и кормит медведей, а ночью надевает парик и платье. Легким движением руки немногословный и застенчивый сотрудник зоопарка превращается в Бомбу Киберсиси.
Говорят, что если гнаться за двумя зайцами, то что-то обязательно пойдет не так. Но от героя нашего очередного «Свердчеловека» ни одно животное бегать не смеет: застенчивый друг всех питомцев городского зоопарка Сергей днем навещает их вольеры, а вечером надевает каблуки сорок второго размера и старательно, по несколько часов рисует себе глаза. Как в человеке уживаются смотритель зоопарка и травести-актер — рассказывает он сам.
Я попал в травести-шоу в начале нулевых: в 2002-м вернулся из армии, встретился с друзьями в клубе «Малахит». Тогда я впервые увидел шоу-программу. Мне понравились образы, поведение актеров на сцене, игра, пародия, и я захотел также. Но Бомба Киберсиси появилась не сразу, сначала была Умора Карловна Шародуева — блондинка с синей подводкой под глазами. Я пришел с этой идеей в клуб «Люк» — тогда это было культовое место, где собирались люди разных взглядов, которые, по сути, зачинали в Екатеринбурге клубную культуру. Для наших вечеринок выделили отдельный день — кажется, это был четверг.
Первый раз я вышел на сцену в образе Верки Сердючки. Как это было, сейчас уже не расскажу, помню, что сильно переживал, да и Сердючка там была страшненькая по сравнению с тем, что мы делаем сейчас. Тогда не было красивого шоу, мы не умели толком накладывать грим, да и косметика у нас была из киосков «Роспечати». Но Верка в моих номерах живет до сих пор, куда ж без нее!
Пять дней в неделю я провожу на основной работе — в зоопарке. Самый тяжелый день — пятница, он начинается в шесть утра и заканчивается ранним утром субботы: после зоопарка я прихожу в клуб, репетиция, сборы, грим, и начинается…
«Любовь к животным загнала в клетку»
В нашем зоопарке я работаю уже пять лет, попал туда случайно — искал работу, а тут друг подсказал вакансию. Животных я с детства люблю, потому быстро привык к новым обязанностям — убирать вольеры, кормить питомцев, следить за их состоянием и — чуть что — сообщать врачам или начальству. Если честно, никогда бы не подумал, что буду здесь работать,но вряд ли я отсюда уйду: я привязан к этим животным, знаю повадки и характер каждого, для меня они как домашние. Недавно нам привезли волчицу, но она приняла только двух человек — ветеринара и меня. Она разрешает заходить в вольеру и даже играть с ней.
В зоопарке знают о том, что я травести-актер: благодаря побегу моего кота уже весь город об этом знает. Я ожидал, что после того, как об Остике напишут СМИ, начнется шумиха, польется вся эта грязь — живем-то в России. Кота не было два дня, но журналисты мучили меня неделю — то на съемку напрашивались, то еще что-то. Сначала это трепало нервы, а потом включился режим «пофиг».
Говорили, что я этого кота чуть ли не обманом выпросил, но все не так. Остик — камышовый кот, занесен в Красную книгу России. Из него сначала хотели сделать питомца для контактного зоопарка, но он заболел, из-за недостатка кальция отказали задние лапы. Я его выхаживал — коту ставили капельницы, кормили едой с добавками витаминов. Вскоре он выздоровел, и его захотели продать. Но я привязался к Остику и в итоге упросил продать кота мне. Сейчас ищу ему девочку, но по ходу эти коты исчезли из всех зоопарков.
Свои работы я разделяю: в зоопарке застенчивый Сергей, а в клубе Бомба — женщина-вамп. Ее почему-то боятся: читал как-то в интернете, мол, хочу с Бомбой познакомиться, но страшно. Мне кажется это странным — в клубе пообщаться со мной может каждый.
«Мужики спорили, кто мы — женщины или нет. И подрались»
Бомба Киберсиси появилась году в 2004-м. Обычно травести-актеры берут для своего псевдонима производные от имен любимых артистов или что-то поярче, чтобы запоминалось. Бомба пришла вместе со мной из армии: я служил в артиллерийских войсках. Потом прикрепилась Киберсиси — это нескромная дама, но в то же время она серьезна.
Мне никогда не хотелось заниматься тупой пародией: каждый номер, если он сольный, я продумываю сам. Выбираю артистов, которые мне нравятся — Лолита, Сердючка та же, Наргиз. Лично я с ними не знаком — не предоставилось еще случая, но с удовольствием пообщался бы с Лолитой. Далее я внимательно изучаю их выступления, поведение, жесты, манеру исполнения, думаю, какую добавить изюминку. Порой, слушая песни, ты представляешь, что бы сделал на сцене. Так получается со многими нашими артистами, исключение — Ева Польна. Вроде желание есть, но как ее сделать — ума не приложу. Поэтому решил оставить эту идею. Из молодой эстрады сегодня брать некого — не хватает им харизмы и еще много чего, неинтересные они.
Я всегда пытаюсь выступить красиво, чтобы публике это нравилось. Вот, например, выходит у Лолиты новая песня, я готовлю на нее номер. Ищу в интернете видео, учу слова. Но Милявская скучать не дает, у нее в арсенале много закидонов: любит, например, попрыгать или на сцене полежать. Ее последнюю песню я долго пытался расшифровать: по тексту все понятно, кроме одного слова — «батики». Что это? Ботинки или рисунки по ткани? Так и не понял, но для себя решил — пусть это будут просто ботинки.
«Найти туфли 42 размера? Легко!»
Публика бывает разная, но на сцене мне уютно всегда. Бывает, зовут на банкет, где собираются разные люди. Здесь сложно угадать, что им понравится. Недавно я ездил в Нижний Тагил: там нужно было выступить на дне рождения ребенка, которому исполнился год. Съехались родственники со всей России, и праздник больше напоминал свадьбу, чем именины малыша. Сердючка, Лолита, Распутина — я показал всех. Не думаю, что публика заранее знала, что их ожидает — все-таки меня приглашали родители именинника, но праздник удался.
Однажды выступал в другом городе, там публика была не как обычно, не «хоп-хоп», да еще и воды в гримерке не было — чтобы умыться после выступления, пришлось проходить через весь зал. И вот иду я, значит, а меня кто-то останавливает, руку жмет и говорит: «Молодец, чувак! Так держать!» Или однажды заселились в гостинице, красились в номере, а выступали в ресторане на первом этаже. Потом нам горничная рассказала, что какие-то пьяные мужики, увидев нас в лифте, начали драться, потому что спорили, кто же мы на самом деле — мужчины или женщины. Вообще последнее часто обсуждают, но мне это не понятно: женщина с таким макияжем выглядела бы странно даже на сцене.
Мне не кажется, что я как-то необычно живу — я люблю обе работы и не собираюсь их оставлять. Но травести — это непрерывное развитие, здесь постоянно есть к чему стремиться, даже в 35 лет. Сейчас для меня это — хореография. Последние полтора года у нас образовался коллектив, с которым мы готовим полноценные шоу-программы. Если бы пару лет назад мне показали то, что я делаю сейчас, я бы не поверил. На каблуках теперь могу хоть вприсядку танцевать.
Каждый костюм готовится индивидуально, его нужно шить. Дело не в размере — то, что ты хочешь получить в итоге, ты вряд ли найдешь в магазине. С обувью легче: туфли 42 размера можно найти в интернете. Мы тут решили замахнуться на образ Надежды Кадышевой: парик есть, платье есть, осталось придумать номер. А получилось все случайно: говорю же, не нужно покупать готовые платья. Тут убрал, там дошил, и вот тебе Кадышева.
За вечер приходится переодеваться раз по десять, танцевать в костюме, да еще и в парике, очень жарко. Выходишь в двух парах колготок: первые — телесного цвета, закрывают твои волосатые ноги, поверх профессиональная сетка для танцоров. Всю одежду, даже бюстгальтеры, и косметику я покупаю сам. Чтобы быть в форме, приходится сидеть на диете: наши частые гости заметили, что за последнее время Бомбы стало чуть меньше.
На сцене я молчаливый артист, но с публикой приходится общаться в зале. Последнее время в клубе появилось много новых людей, они постоянно спрашивают меня о том, как и почему я этим занимаюсь. На эти вопросы есть стандартный ответ — просто мне нравится. А вот комплименты я не люблю — они расслабляют.
В травести-шоу я 14 лет — вроде бы треть жизни, но и сейчас на сцену иной раз выходить страшновато, особенно с новой программой. Постоянно едят мысли — справишься или нет, первые блины комом выходят постоянно. Быть травести-артистом так же сложно, как и любым другим актером: придумай себе образ, научись краситься. Умеешь танцевать? Тогда попробуй встать на каблуки, научись обращаться с париками — это тоже нелегко и не так быстро. Это раньше для меня было удовольствием — хотелось стать артистом, работать в постановочном шоу, но потом стало работой. Я своего добился, но не думаю, что когда-нибудь это просто кончится.
Фото к тексту: Дмитрий Сальник, личный архив героя.