«Оскар»… Нет ли награды более желанной для кинематографистов всего мира. Давно признано, что « Оскар» - самая престижная награда в мире кино. Фильм, который получил заветную статуэтку, считается эталоном не только качества, но и коммерческого успеха. Часто эти два показателя и считаются основными для вручения награды. « Оскар» - это эталон признания фильма, как высоколобыми критиками, так и простыми зрителями, не обремененными тонкостями знания кинематографического языка и стиля.
Вот и наши кинематографисты получали заветного дядюшку «Оскара» четыре раза. Это немного по сравнению с другими великими кинематографическими странами, как Франция, или Италия, но и не мало, учитывая то, что российские фильмы, получившие заветную статуэтку, являются признанными кинематографическими шедеврами.
На самом деле, заветных статуэток у нас могло быть и больше.
Например, «Броненосец Потемкин», чем не претендент на оскар»? Признанный шедевр кино, один из лучших десяти фильмов всех времен и народов. Беда только в том, что снят он был в 1925 году, а «Оскар» придумали в 1929 году. Кстати, этот год по праву считается революционным в кино. Звуковое кино в этом году стало нормой.
А Оскар» - награда, присуждаемая ежегодно американской киноакадемией, стала самой престижной в мире кинонаградой.
Есть в оскаровской номинации и номинации за лучший фильм на иностранном языке. Именно в этой номинации наши фильмы и получили своих Оскаров …
Но как бы ни было, первый «Оскар» мы получил в сорок втором годы за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Никто это событие тогда не праздновал – не до этого было. Да и «Оскар» еще не имел такого значения, какое он приобрел после войны. Но факт остается фактом, фильм снятый документалистами, оценили во всем мире. Кстати, это был первый документальный фильм, удостоенный столь высокой награды.
Пересматривая сегодня этот фильм, понимаешь, что он – важный документ своей эпохи. И имеет немалую силу воздействия на современного зрителя. Так что, фильм не зря получил своего « Оскара».
Второй «Оскар» отечественный кинематограф получил за фильм, триумф которого был действительно мировой. Речь идет о фильме Сергея Бондарчука « Война и мир». Фильм этот по своему масштабу до сих пор не имеет аналогов в мировом кино. Специально для съемок этого фильма был создан знаменитый кавалерийский полк при Мосфильме, число участником массовых сцен достигало сто тысяч статистов! Можно сказать, что на этот фильм работала вся страна. Подсчитано, что по современным меркам, стоимость этого фильма, достигла бы шестьсот миллионов долларов. Немыслимая сумма, даже по меркам Голливуда. « Титаник» стоил 250 миллионов долларов, « Аватар» 273, и это самые дорогие голливудские проекты современности. Так что, по стоимости мы намного переплюнули Голливуд. И это, в шестидесятые годы!
Производство фильма связано было со многими скандалами. Долго не могли найти исполнителя главных ролей. Первоначально предполагалось, что князя Андрея сыграет Олег Стриженов – суперзвезда того времени. Но он неожиданно отказался. Его отказ вызвал возмущение мосфильмовского начальства. После этого звезда Стриженова начала медленно закатываться.
Потом на главную роль был назначен Иннокентий Смоктуновский, но он отказался. Поэтому режиссер вынужден был обратиться к своему однокурснику Вячеславу Тихонову. И он сыграл эту роль так, что стал лучшим князем Андреем.
Не находился и исполнитель на вторую главную роль Пьера Безухова. Режиссер видел в этой роли олимпийского чемпиона по штанге Юрия Власова. Но после проб стало ясно, что Власов фактурен, это, безусловно, но вот актер из него никакой.
В итоге главную роль сыграл сам Сергей Бондарчук. Между тем актеру уже было далеко за сорок лет, меж тем, самому герою едва за двадцать лет. И разница в возрасте сильно заметно.
Неудачным нам видится и выбор артистки на главную роль Наташи Ростовой. Ее сыграла Людмила Савельева, балерина из Ленинграда. Хотя изначально, предполагалась, что эту роль сыграет Анастасия Вертинская. Почему же она сыграла фактурную, но не главную роль Лизы Болконской.
А все дело в том, что изначально пробы на картину проводил Иван Пырьев. Тогдашний глава « Мосфильма», именно он хотел ставить картину. Но Сергей Бондарчук обошел его. Разумеется, заняв место главного режиссера, он отменил результаты проб. Актрису на главную роль нашли в последнюю очередь.
Скандалы у режиссера были с операторской командой. По ходу съемки картины сменились два главных оператора – постановщика.
Фильм дался Сергею Бондарчуку большой кровью и… инфарктом, который у него случился. Если бы не его верная жена, еще не известно дожил бы он до момента окончания картины.
Сразу же после начала проката картина ее закупили все страны. Успех иностранного проката картины превзошел все ожидания.
А вот в Российском прокате успехом пользовалась только первая часть картины, три других части картины пользовались значительно меньшим успехом. Тем не менее, совокупное количество советских зрителей, которые посмотрели все четыре части картины, превысило сто миллионов.
Но даже не этого главное.
Режиссеру удалось перенести на экран сложный мир героев толстовского романа. Экранизаций « Войны и мира» до этого было несколько, в том числе и знаменитая голливудская версия. Но фильм Бондарчука затмил все эти произведения. Он стал произведением, о котором говоря и спустя сорок лет после его создания. Согласитесь, не каждая картина заслуживает этого.
И «Оскар Войне и мир дали не случайно. Голливуд оценил масштаб замысла Бондарчука и грандиозность его воплощения. Фильм имел широкий прокат в США. А этим могут похвастаться очень немногие наши фильмы. Таким образом, второй наш «Оскар» был вполне заслужен и ожидаем. Получил его Бондарчук в 1969 году.
Следующего « Оскара» пришлось ждать всего несколько лет. Правда, речь идет о совместной картине с японцами. Фильм называется « Дерсу Узала». Режиссером был великий Акира Куросава. Этот факт попросту не могла не заметить киноакадемия. «Дерсу Узала» вполне можно занести в наш актив. Главную роль там сыграл Юрий Соломин. Роль охотника и путешественника Арсеньева по праву считается одной из лучших в карьер.
А вот третий «Оскар» был совсем неожиданным.
Получил его фильм, который еще до начала проката был списан критиками в разряд второсортного барахла. О котором и говорить не стоит.
Речь идет о фильме Владимира Меньшова « Москва слезам не верит». Это сейчас этот фильм считается шедевром. Мы не удивляемся тому факту, что он имеет «Оскара». Для нас это вполне естественно, поскольку за тридцать лет своего существования фильм стал подлинной национальной легендой.
Но все было не так, когда фильм вышел в советский прокат в феврале 1980 года. Ничто не предвещало грандиозный успех, тем более, «Оскара». Хотя зрители сразу же, и безоговорочно, приняли к сердцу историю простой советской женщины Кати Измайловой и трех ее подруг.
Эта история началась с конкурса лучшего сценария о Москве. Маститый драматург Валентин Черных написал сценарий « Москва слезам не верит», этот сценарий завоевал первое место, а молодой режиссер Владимир Меньшов положил на него глаз. Он получил право постановки сценария. Приступил к подготовительному периоду. Сложности начались с самого начала работы над картиной, Меньшов проявил настоящий режиссерский характер и сумел пробить двухсерийный вариант картины. Немалый трудности были и с подбором актеров на главную роль Гоши.
Его хотел сыграть и Олег Табаков, и Вячеслав Тихонов, но Меньшов видел в этой роли только Алексея Баталова. Легендарный киноактер, он долго до этого не снимался, был занят административной работой в Союзе Кинематографистов, и надо думать, предложение Меньшова его очень удивило. Самое удивительное, что он согласился сыграть эту роль. Роль Гоши стала лучшей в его карьере. Прекрасный актер Баталов начал ассоциироваться у зрителей исключительно с героем этого фильма.
Немалые сложности были и с главной героиней. На эту роль претендовали маститые и знаменитые актрисы, режиссер видел в этой роли только свою жену Веру Алентову. К этому моменту их брак переживал не самые простые времена. Меньшов практически не жил с Алентовой, только навещал их дочку Юлию. У каждого была своя личная жизнь к моменту начала съемок. Но работа над этой картиной имела чудодейственное воздействие на личную жизнь режиссера и актрисы. С тех пор они вместе.
Кстати, сам Меньшов тоже подумывал об актерском участии в этой картине. Ему, прекрасному актеру, любая мужская роль в этой картине была по плечу. Но в конечном итоге, его актерское участие свелось к короткой реплике, что он произносит по селектору о производственном совещании на фабрике, которой руководит Екатерина.
Прекрасные роли в картине сыграли Олег Табаков, Раиса Рязанова, Ирина Муравьева, Александр Фатюшин. Для многих из них роли в картине стали самыми главными в карьере.
Картина вышла в прокат 1980 года и сразу же имела грандиозной зрительский успех. Такой успех, что приходилось отменять премьеры других картин.
По итогам года картина получила « Оскара», как лучший иностранный фильм. При этом, Меньшов не сразу же узнал об этом. « Оскар» получал не он, а советский киночиновник. Да и об истинном значении «Оскара» режиссер тогда ничего не знал. Зато сейчас заслуженная награда находится во владении режиссера.
До сих пор удивляются, почему же эта картина получила столь заветную для многих награду.
Ответ видится очень простым. Это высококлассная картина сделанная по лучшим голливудским стандартам. Кроме этого, картина показывала американскому зрителю, что за железным занавесам тоже живут обычные люди со своими проблемами и радостями. Кроме того, Голливуд ценит сценарное, режиссерское и актерское мастерство, а оно в картине налицо.
До сих пор « Москва слезам не верит», самый любимый оскароносный фильм нашего народа.
Следующего «Оскара» пришлось ждать целых пятнадцать лет. Принесла его нашей стране картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Михалков, вообще, самый известный русский режиссер из ныне живущих.
В этой картине Михалков поставил себе задачу совместить атмосферу, в которых живут чеховские персонажи, с временем сталинских репрессий.
Это ему прекрасно удалось.
Фильм повествует о жизни одной семьи в течении одного воскресного дня. Этот день напрочь меняет жизнь всей семьи. День, который обещал много радостей, принес для семьи комдива Котова трагедию.
Понятно, что после ареста главы этой семьи комдива Котова, жизнь для его близких уже никогда не будет иной.
В картине сыграли яркие роли Никита Михалков, Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте и дочь режиссера Надежда, которой тогда было всего семь лет. Роли эти до сих пор считаются лучшими в их карьере.
Кстати, со своей дочерью на плечах Михалков и вышел получать свой «Оскар». Его появление на оскаровской церемонии вместе с главной актрисой произвело настоящий фурор. Михалков доказал свое право считать себя по настоящему выдающимся режиссером. Эта церемония широко транслировалась на отечественном телевизоре. Можно сказать, что это первый из российских «Оскаров», церемонию получения которого мы наблюдали в прямом эфире. При этом мы очень гордились своей страной, поскольку эта церемония была самым ярким пятном в серых буднях девяносто пятого года.
Встает вопрос, что дальше?
А дальше были яркие и заслуженные номинации наших фильмов. « Кавказский пленник» Сергея Бодрова был номирован на « Оскар» в 1996 году. Фильм Павла Чухрая «Вор» был номирован в 1997 году. « Оскара» не получил ни один фильм, но одного режиссера заметил сам Спилберг. Он и пригласил режиссера Чухрая в свой документальный проект о Холокосте. Сергей Бодров после этого снял несколько фильмов в Голливуде.
Был у нашей страны «Оскар» за короткометражный мультфильм « Старик и море». Десятиминутный шедевр покорил весь мир. И только в своей стране он остался незамеченным широкой публикой.
Еще была ситуация, когда в одной оскаровской церемонии участвовали целых три картины, к которым оказались причастными российские кинематографисты.
Но…
Заветного «Оскара» в престижной категории лучший фильм на иностранном языке, мы с тех пор так и не получали.
Ждем. И надеемся на успех Звягинцева в этом году.