Карантинная станция, общая могила для жертв чумы и совсем недавно, по историческим меркам, приют для лишенных рассудка – крошечный остров Повеглия, укрывшийся от глаз в Венецианской лагуне, за времена своего долгого существования успел обрасти множеством нелицеприятных легенд. Но сегодня он стоит пустой: унылое скопище полуразрушенных и обветшалых зданий, поедаемых природой, медленно уходящих в небытие вместе со своими тайнами всего в двух милях от роскошных дворцов Большого канала.
Страшные легенды об острове Повеглия (Poveglia), появляются как сорняки и воспринимаются всеми на веру, как достоверная история. Говорят, что Poveglia дважды являлся последним пристанищем для тысяч больных во времена эпидемий черной чумы, что его почва на 50% состоит из пепла сожженных трупов, что местные рыбаки обходят остров стороной, боясь обнаружить в своих сетях улов из отполированных волнами человеческих костей, что в 20-е годы прошлого столетия здесь проводились ужасающие эксперименты над душевно больными людьми, что главный врач психиатрической больницы в конечном итоге сошел с ума от своих деяний и покончил с собой, прыгнув с островной колокольни, и совсем уж мистическая версия предполагает, что Повеглия густо населена духами замученных жертв. Предположительно за все время существования острова в качестве места изгнания, на нем умерли около 160 000 человек.
У острова много прозвищ: «врата ада», «помойка из чистого страха», «пристанище потерянных душ». Венецианцы делают все возможное, чтобы опровергнуть страшные слухи о Повеглия и остудить интерес к острову со стороны любителей мистического. Они утверждают, что совершенно не боятся этого места, а в обсуждениях его истории обходят темы психиатрической лечебницы и чумных эпидемий.
Но пока остров остается недоступным для туристов, а его таинственные здания медленно разрушают достоверные факты, слухи будут распространяться со скоростью ветра.
Путеводитель по острову Повеглия
Первое, что вы увидите, приближаясь к Poveglia, – колокольню. Это наиболее заметное и одно из самых старых сооружений на острове, кроме руин церкви 12-го века, заброшенной и разрушенной сотни лет назад. В 18 веке башня из колокольни превратилась в маяк, а сейчас используется лишь в качестве ориентира. Именно с нее по легенде бросился упомянуты выше сумасшедший доктор.
Следуя далее, вы увидите странное восьмиугольное оборонительное сооружение, возведенное непосредственно возле острова – это так называемый «кристалл или октагон». Он был построен в 14 веке для отражения венецианцами генуэзских атак.
Оминув одну из сторон восьмиугольника, вы попадаете в узкий пролив, над которым, затерянное в густой поросли из деревьев и кустов, возвышается главное здание бывшей психиатрической больницы. Конечно, по словам венецианских властей, сооружение могло использоваться и в ином назначении, но его угрюмый вид никак не располагает к представлениям о доме отдыха для престарелых. Однако, в одной историко-документальной книге говорится, что в последние годы оно использовалось, как приют для бездомных.
Дом был заброшен в 1968 году, с того времени остров Повеглия пустует. Двадцать лет назад, чтобы не допустить полного разрушения, строительная бригада наспех возвела леса, да так и оставила их, что добавляет и без того мрачному виду еще большей выразительности.
Функцию приюта для малоимущих и обездоленных остров Poveglia выполнял лишь в последние годы. Первая и основная цель его существования – карантинная станция для морских путешественников, одна из трех в Венецианской лагуне. Lazzaretto Vecchio, первое учреждение такого рода, открытое в 1403 году, находится всего в двух шагах от Повеглия.
Возникновение Lazzaretto (лазаретов) было обусловлено острой необходимостью. Чума и другие болезни, свирепствующие в средневековой Европе, особенно в крупных торговых центрах, коим являлась Венеция, представляли огромную проблему. И хотя в те времена никто понятия не имел о микробах и инфекционных болезнях, люди знали, что изоляция зараженных путешественников и заболевших могли либо предотвратить, либо уменьшить тяжесть эпидемии.
По венецианским законам путешественники, прежде чем продолжать путь и высаживаться в городе, должны были выдержать сорокадневный карантин в одном из Lazzaretto. Но это не обязательно означало, что человек заразиться и останется на Повеглия ждать своей кончины. Скорее даже наоборот. Их пребывание больше походило на вынужденную изоляцию: скучно, хотя и не всегда неприятно. Большинство путников размещались в отдельных комнатах, хорошо питались и частенько выпивали.
Но во времена вспышек эпидемии черной чумы, одна из который накрыла Европу в 16 веке, Poveglia действительно превращался в ад. На остров ссылали всех, кто уже успел заразиться, будь то простолюдин или представитель знати. Было и такое, когда в страшную ссылку отправляли не только больных, но и всех здоровых членов семьи. Благодаря таким экстренным мерам количество жертв в Венеции составило лишь третью часть населения, в то время как материковая Италия потеряла две трети.
В разгар эпидемии, умирающих в большом количестве людей складывали в общие могильные ямы и сжигали. Несомненно, таковые присутствуют на острове Повеглия, хотя их расположение никто не брался устанавливать. Краеведы считают, что часть острова, отведенная для выращивания сельскохозяйственных культур, как раз использовалась для таких целей, и почва там на 50% состоит из пепла сожженных трупов.
Вот какие находки открылись строителям, копающим фундамент на соседнем острове lazzaretto vecchio.
Но давайте вернемся к страшилкам о сумасшедшем доме, построенном в 1922 году, и его обитателях. По крайней мере, некоторые здания действительно были отведены под лечебницу, о чем свидетельствуют следующая надпись и оконные решетки, практически полностью поглощенные плющом и кустарником.
Смутное ощущение больничного присутствия добавляет внутреннее убранство помещения: тусклая, облупленная краска, кровати-нары и отодранные от стен карнизы. Дополняет картину маленькая часовня с позеленевшими от плесени стенами и сломанными скамьями, находящаяся там же.
Границы между внутренним и внешним пространством практически стерты временем: балки перекрытий обрушились, потолок и оконные проемы затянулись плотной стеной из лозы.
Пол одной из комнат на полтора сантиметра покрыт плотным ковром из книжных страниц.
Помимо жилых комнат-палат, о том, что на Poveglia располагалось больничное учреждение, свидетельствуют бытовые помещения, например, промышленная кухня и прачечная.
Чуть поодаль, позади больничных стен находится несколько домов, вероятно для проживания персонала. Очень может быть, что один из них как раз принадлежал «сумасшедшему» доктору.