5 лет назад я начинал путь маркетолога. Даже нет. Не маркетолога.
За год до этого я получил знания по SEO, копирайтингу и блоггингу.
Далее я почесал репу - а вот бы заработать на этих знаниях.
....
После этого репу почесала моя девушка.
Вся китаёвщина тогда набирала обороты. Алиэкспресс, таобао, 1688 - товары копеечные. Даже на али тогда цены копеечные были.
Значится, отоварились. Ей-богу, мы ничего кроме фотографий товара и аватара с фотографией, тупо спёртой из интернетов, не выкладывали в группу. Ни сайта, ни контента.
За несколько дней продаж было то ли на 12 000р, то ли на 20 000р.
Такого быстрого запуска у меня ещё не было.
Сейчас есть и проекты клиентов и свои проекты, которые стартовали с нуля, есть проекты, которые переделывали, перезапускали. И такого быстрого запуска я не знавал. Чтобы поставить на аватар какую то левую девушку из интернета, выложить товар и применить пару фишечек (даже реклама не запускалась).
Итак. О чём речь-то пойдёт?
А вот о чём. Шишек тогда было набито немерено. Но именно тогда я понял, что хочу заниматься вебом. И сейчас я хочу поговорить о том, что бы я делал с текущими знаниями, вернись я на 5 лет назад. Дай бог, это убережёт людей от предрассудков насчёт рекламы и интернет-маркетинга.
Маркетологи, верните мне 5 лет жизни
С чего бы я начал?
Примечание: речь пойдёт на 90% о маркетинге, а не о том, как бы я делал бизнес. Заранее предупреждаю - в вопросах ниже я не теоретик. Все эти вещи я переживал как на себе, так и на проектах клиентов.
1. Любимое дело.
Плевать, чем ты любишь заниматься. Маркетинг и в принципе бизнес легче даётся там, где есть твоя симпатия.
Честно... Я ненавидел закупаться товаром, выбирать его, забирать, заносить в базу, фотографировать, принимать заказы, возить их. Единственное, что питало меня - деньги. На такой зависимости далеко не уедешь. Даже сам товар я не понимал. Не понимал, почему им пользуются.
Проблема даже не в этом.
Проблема в том, что приходит конкуренция. И если ты не любишь то, чем занимаешься, конкуренцию не выдержишь. Просто хочешь, не хочешь - не выдержишь. Потому что товар свой не знаешь. Потому что дело не любишь. Потому что мозг не настроен позитивно. Нет идей - война проиграна.
Это простая истина. Доходит она сложно. 5 лет назад мы торговали продукцией с умеренной конкуренцией, и я ничего особенно не придумал. Сейчас я в интернет-маркетинге. Конкуренция, казалось бы, дикая. А мне весело.
2. Замысел.
Я бы сформулировал для себя простую вещь - а какого же хрена я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Что я несу миру? Для чего ты занимаешься именно этим? Нет, не ради денег. На самом деле, в мире практически нет людей, которые занимаются чем-то ради денег.
Но если ты строишь долгосрочный бизнес, то замысел должен цеплять твоих клиентов. Они должны знать, что ты стараешься для них, а не наживаешься на них.
Это такая вещь, которая для тебя будет путеводной звездой в трудные времена. Эта вещь привлечёт людей к тебе в команду и удержит их. Эта вещь как магнит притянет новых клиентов. С этого начинается маркетинг и HR.
3. Я бы пообщался с целевой аудиторией.
Составил бы кучу опросников, тестов. Кого-нибудь позвал бы в гости, пусть поглазеют на продукцию. Посмотрят. Воспользуются, протестируют.
4. Пробил бы конкурентов.
В идеале - поработал бы у них. С тетрадкой, видео, фото и аудио-записью. Шпионаж по полной. Ни черта из интернетов и тренингов ты не поймёшь как строить маркетинг (не говоря уже о бизнесе), не сварившись в этом компоте.
Однажды я стоял 12 часов у дверей конкурента, когда проводил в оффлайне исследование. Под дождём. С тетрадкой, ручкой. Записывал проходящий трафик, портрет этого трафика. В итоге в конце дня я имел представление о выручке конкурента. А заодно и понимание, какую ЦА привлекать.
5. Формулирование бренда.
А теперь самая жесть. Про бренд можно говорить годами и так ничего и не сказать. Ну вот если по-простому, бренд - это то существо, которое ты представляешь, когда говоришь о компании.
Это персонаж компании, слоган, название, логотип, фирменные фразочки, стиль общения с клиентами, юмор, внешний вид, поведение в обществе.
Задумайся о брендах Toyota, Apple, Nike, Coca-Cola. Что представляешь?
Для тойоты я представляю примерного семьянина. Ему непозволительно хамить, и он ценит удобство.
Apple - строгая дама, ну или мужик. Педант. Изящно одетый. Слаженно говорит. Во время приходит, говорит мало и по делу. Он может быть и надменным, но люди всё равно тянутся.
Ну и т.д.
Сейчас остановись. И про Найк с Кокой повоображай самостоятельно :)
6. Логотип, слоган, фирменный стиль.
Тут в общем, всё понятно. Кроме следующих вещей:
- Логотип - сделай штук 10-20-30. Не заказывай слишком дешёвые (по 500р), но и дорогие не нужны. Самое-то 1500-3000р. Не пожалей деньги. Лучше заплати дизайнеру 10 000р, который сделает тебе эти 10 штук. Тебе с этим логотипом жить. А возможно и мир завоёвывать. Логотип важнее сайта, рекламы, и любых промо-материалов.
- Слоган. Транслируй в нём замысел. Не нужно чересчур креативить и пытаться выглядеть крутыми. Просто отрази смысл жизни компании.
- Фирменный стиль - набор цветов, цветовая палитра и указания, какие цвета для чего, почему они, когда используются. Что с чем сочетается.
7. Сформулируй каналы трафика.
Моя ошибка 5 лет назад была в отсутствии трафика. Я знал фишки, как привлечь его. Но когда фишки перестают работать, а фундамент не построен - трафик тает.
Я тупо не знал, где брать людей. А главное - КАК.
Поэтому запиши все источники трафика для себя. Их должно быть не меньше 40. А лучше не меньше 100. А ещё лучше в виде майнд мапа.
Кстати, я для себя выписал около сотни источников трафика. Хочешь их получить? Знаю, хочешь. Я ими поделюсь. Просто сделай:
- Подпишись на дзен-канал
- Поделись этой записью
В течение 3х дней мы пришлём тебе эту карту!
Остаётся ещё 4 пункта, о которых я планирую рассказать. А расскажу о них через недельку. Для начала усваивай эту информацию!
Завтра утром-днём будь с нами. Будет крутая новость про мой любимый. Нет. Мой САМЫЙ любимый источник трафика. Он самый дешёвый, самый надёжный и самый эффективный.