Найти тему

Улыбайтесь, вас снимают...

Факт 1. На прошлой неделе к завучу пришла возмущённая коллега и пожаловалась на своего ученика-второклассника.

Мальчишка принёс в класс маленькую видеокамеру и незаметно поставил её на шкаф в конце кабинета. Коллега вела уроки, камера потихоньку снимала процесс. Когда учитель заметила камеру, прошло уже несколько уроков.

Учитель в крик, камера изъята, запись тут же стёрта. Пацана на допрос с пристрастием: как ты посмел, зачем снимал, кто велел, как не стыдно, явки-пароли и т.д.

Мальчишка в слёзы. А чего его допрашивать? Какие с него взятки? Человеку 8 лет. Камеру он сам купил? Куда поставить, чтобы незаметно было, сам догадался? По-моему, тут чётко видна рука Запада, в смысле - родительская рука. Мама с папой дали указание снимать уроки.

Факт 2. Буквально вчера моя первоклассница сообщила мне: "У меня теперь будут новые часы. Мама сказала - с видеокамерой, чтобы подсматривать!" Осталось страшной тайной, за кем (за чем) мама хочет подсматривать. Теряюсь в догадках.

Факт 3. Несколько лет назад, когда ещё не было "умных" часов, ребёнок-третьеклассник записал учителя на диктофон. Учитель был возмущён, обижен. Родителей вызвали в школу. В результате попало учителю. Коллектив коллегу морально поддержал: какой кошмарный ужас, какие наглые дети и бессовестные родители. Как администрация могла не понять педагога? Я тогда тоже посочувствовала. Подумала, а вдруг меня запишут? Фу, как будет неприятно...

Факт 4. Подобные случаи происходят во многих школах. Достаточно почитать учительские форумы, где кипят страсти и разделяются мнения.

Что я думаю теперь. Школа - место общественное. Учебный процесс и его обеспечение контролируется разными органами. Мой кабинет - это не моя квартира, не моя дача. И если ученик снимает или записывает мой урок, здесь нет вмешательства в мою частную жизнь. Я на уроке выполняю свои должностные обязанности.

В начальной школе дети это делают с ведома, даже прямого распоряжения родителей. Вопрос, а зачем им вообще записывать, что говорит учитель на уроке? Зачем снимать происходящее на камеру? Ответов обычно два.

Первый ответ (приятный) - нам нужно знать, как вы объясняете материал, чтобы быть с вами в одном ключе. Чтобы дети не отгоняли нас метёлкой: "Уйдите, родители, вы ничего не понимаете! Марьванна по-другому объясняет." Такой ответ - прямой повод Марьванне возгордиться своими педагогическими талантами и полным слиянием с родителями.

Второй ответ (неприятный) - хотим услышать и увидеть, как вы обращаетесь конкретно с нашим ненаглядным чадом: орёте, гладите, кормите с рук, плевать хотели и т.п. А там уже будем думать, строчить на вас жалобу в департамент или дать вам последний шанс. Вот такой ответ - прямой повод Марьванне задуматься о своём нехорошем поведении и стать на путь исправления.

Вопрос следующий. А почему некоторые педагоги так нервно воспринимают факт записи на уроке? Коллеги, вам есть чего опасаться? Вы боитесь быть захваченными на месте преступления? Есть повод для компромата? Тогда да, согласна, надо нервничать.

А если у вас всё в порядке, вы чисты и безгрешны - не орёте, не унижаете детей, не трясёте их как грушу - чего бояться? Если вы профессионал - объясняете доступно и помногу раз, не смотрите на уроке сериал, пока дети пишут самостоятельную работу - в чём проблема?

Как показывает опыт, записывают только тех учителей, которые интересно объясняют материал или тех, которых хотят наказать.

Другое дело, если запись с урока выкладывают в интернет с целью вас оскорбить. Тогда уже вы, в свою очередь, смело можете требовать наказания таких киносъёмщиков. Я с такими случаями выкладывания не сталкивалась.

И просьба к родителям. Все мы живые люди - и дети, и родители, и учителя, как ни странно, тоже. Давайте вести себя друг с другом по-человечески. Больше всего моих коллег из описанных выше ситуаций обидело то, что родители их не предупредили о предстоящей записи. И здесь я коллег отлично понимаю. Можно избежать многих неприятных ситуаций посредством простого человеческого разговора.

Коллеги, вас снимают? Улыбайтесь.

-2