Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе) хореограф грузинского происхождения родился 23 января 1904 г. в Санкт-Петербурге в семье известного композитора, классика грузинской музыки. Ему прочили военную карьеру, но пойдя вместе с сестрой на экзамены в балетное училище, он поразил комиссию своей пластикой и был принят. Так случайно, в школе при Мариинском театре началась карьера основоположника американского балета.
В период революционных событий 1917 г., когда жить было не на что, ему пришлось зарабатывать деньги тапёрством.
Начав, работать в Мариинском театре он учился еще в консерватории по классу фортепьяно, композиции и теории музыки. Не переставал, искать себя и как хореограф, ставил танцы, балеты, организовывал труппы. Его смелые находки, неортодоксальное виденье, авангардная пластика не находила поддержки в советском обществе.
Будучи в 1924 г. на гастролях в Европе он принимает предложение Сергея Дягилева и остается в его антрепризе «Русский Балет Сергея Дягилева». Он модернизирует свое имя на западный лад, танцует, ставит. Работая с Дягилевым, он окончательно сформировался как балетмейстер, поставив 9 балетов, в числе которых был и «Аполлон Мусагет». Один из наиболее известных в списке поставленных Баланчиным, претерпевшим ряд редакций и сопровождавший его всю жизнь.
Дягилев умел притянуть к себе и объединить лучших, создавая атмосферу творчества, способствующую созданию уникальных вещей.
Балет «Аполлон Мусагет» одна из вершин творчества Игоря Стравинского, написан по заказу библиотеки Конгресса в Вашингтоне. Но работая над ним, композитор уже примерял его для постановки в «Русском Балете Дягилева». Баланчин вспоминал, как он, Дягилев, Лафарь (солист труппы Дягилева) и Стравинский обсуждали проект балета на вилле композитора в Ницце.
В этой компании участвовала и Коко Шанель, разработавшая костюмы для постановки и придавшая ей неповторимый шарм. Она вообще принимала активное участие во многих предприятиях Дягилева и была скорее подруга, чем компаньонка.
Стравинский же вообще был вдохновлен модельершей, что помогало ему творить. Европейская премьера балета состоялась летом 1928 г. в Париже в театре Сары Бернар. Балет стал центральным спектаклем того сезона и до сих пор идет на многих мировых сценах. Музыка, идеи воплощенные в балете Стравинским оказались близки Баланчину. Именно в этой его постановке впервые проявились черты «стиля Баланчина». В результате между композитором и хореографом завязалось сотрудничество, продлившееся всю жизнь.
Так в последние годы жизни Сергей Дягилев «под своим крылом» сформировал мастера, ставшего одним из самых знаменитых балетмейстеров 20 в. Благодаря знаменитому русскому импресарио русское искусство не только популяризовалось за пределами России и покорило сердца и воображение во всем мире, но и после его смерти продвигало и развивало танцевальную культуру.
В 1934 г. Баланчин перебрался за океан, организовал в Штатах школу и воспитал не одну плеяду прекрасных танцовщиков.
Фрагмент балета «Аполлон Мусагет», хореография Баланчина.