Найти тему
Кинолюбитель.

Фильм «Ночной патруль»: один из первых криминальных советских детективов.

Фильм «Ночной патруль» выпущен на экраны СССР в декабре 1957 года. Фильм имеет статус первого советского детектива, в котором антигероями выступают отечественные воры и убийцы, а не иностранные шпионы.

Соответственно, разоблачали таких преступников не органы госбезопасности, а сотрудники милиции. Это первый именно милицейский детектив. Уже этот статус обеспечивает фильму место в истории советского кино.

Картина несет на себе приметы своего времени. Нужно было показать работников милиции простыми людьми, но крайне умными. Поэтому они всегда выявляют самое сложное преступление. Также нужно было показать связь поколений между работниками милиции. Поэтому тема молодой следователь – опытный следователь здесь находиться на первом плане.

Еще одна примета времени: необходимо было показать на экране, что в нашей стране невиновных людей не сажают. Даже если их попытаются очернить преступники, то их всегда обелят следственные органы. Следствие у нас не только сажает, но и защищает граждан.

Дело было после знаменитого 20 съезда партии, шел разговор о сталинских репрессиях, и нужно было отделить зерна от плевел, и показать, что наши органы не имеют отношения к этим репрессиям. И не только советский суд, но и советские следователи – самые гуманные следователи в мире.

Фильм, таким образом, выполняет роль своеобразного социального и политического заказа.

Любопытный факт. Целых три участника съемок пострадали от репрессий.

Ну, а еще в создании фильма приняли легендарные имена в отечественном кино. Например, небольшие роли сыграли актрисы Зоя Федорова и Татьяна Окуневская. Это были их первые роли после заключения. В картине они играют околокриминальных элементов. Одна – сожительница главаря, вторая – его любовница, которую он хочет положить под офицера милиции. И, тем самым, сделать офицера своим осведомителем.

Уже забавно, что именно такие роли пришлось сыграть артисткам. Но, благодаря ролям в картине, они сумели вернуть себе прежний уровень популярности у зрителей.

Но имеют отношения к картине и другие легенды отечественного кино. Например, главную роль – комиссара милиции – играет здесь Лев Свердлин. Имя сейчас многим неизвестно. Но в истории кино имя, безусловно, осталось. Сейчас самая известная его роль для зрителя – это Буденный в «Неуловимых мстителях». Здесь он – мудрый и вездесущий комиссар. Он и сказочку внучке расскажет, и приемами самбо владеет, и мудрый наставник, короче, не образ, а идеал. Впрочем, это обычное дело, в советском детективе комиссар – генерал вне подозрения. У такого героя всегда была очень узкая сценарная функция. В этой картине функция генерала расширена. Он здесь не только наставляет, но и сам проводит расследование. Это тоже одна из особенностей картины.

Оператор натурных съемок Маргарита Пилихина - имя легендарное. Женщина в этой профессии редкость, в советские годы - редкость вдвойне. А она оставила нам уникальные документы эпохи - поэтические вечера в Политехническом институте.

Еще одно имя – легенда -это автор сценария Лев Шейнин. Он руководил следственным отделом Прокуратуры СССР, и предмет вопроса знал не понаслышке, а на своем личном опыте. Понятно, что он писал сценарий не документального фильма, но все же, он попытался реально показать реалии милицейской работы. Здесь нужно не только знать приемы самбо, но и думать головой. И первых зрителей фильма это удивило.

Еще одна легенда – это Марк Бернес. Здесь он играет раскаявшегося уголовника. Песня в его исполнении стала очень популярной. В свое время она сильно насторожила чиновников. Мол, молодежь будет подражать уголовникам. Но его образ самый сильный в картине. Его крупный план со скупой мужской слезой трудно забыть. В те годы актер испытывал некие проблемы со съемками в кино. И это роль стала для него спасением. Она показала всю актерскую палитру Бернеса.

За юмористическую составляющую в картине отвечает Сергей Филиппов. Его персонаж появляется всего в двух сценах. И каждый раз он вызывает смех.

Андрей Эшпай – тоже легендарный композитор.

Хватит с легендами.

Сюжет картины довольно занимательный. Здесь нет одного главного героя. Есть попытка показать не только следственный процесс, но и психологию преступников. Кстати, весьма забавно показано, как преступники жили в комнате коммуналки, и вынуждены были скрывать свои нетрудовые доходы. Да и доходы те весьма скромные, по нынешним меркам.

Суть преступления – преступники прятали лишние куски ткани. А затем их продавали. А один честный бухгалтер заметил махинацию . За это его и убивают. Подозреваемым делают его сына.

Но, все планы злодеев рушат славные следователи. В итоге, все счастливы.

Как счастливы были и зрители. Они впервые увидели на экране мир воров и расхитителей социалистической собственности. Но даже мы, ко всему привыкшие, оценим этот фильм. Это мастерски придуманный детектив, где на первый план выходит не само преступления, или его разгадки, а то, как следователи восстановят справедливость.

Любопытно и то, что фильм перекликается с французским нуаром, а герой Свердлина сильно походит на комиссара Мэгре в исполнении Габена.

Минус от просмотра фильма один: крайне плохое состояние изображения. Наши правообладатели плохо относятся к славному наследству. Обидно, что фильм мы не можем увидеть в отличном качестве.