Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Как "Москвич-412" выиграл Тур Европы '74

1974 год был не совсем рядовым для автомобильной истории СССР. Ровно за 50 лет до этого первые машины, созданные по лицензии Ford, вышли на дороги страны. А за 65 лет до этого русский экипаж на «Руссо-Балте» завоевал золото в ралли «Петербург-Рига-Петербург».

К 70-м автоспорт в СССР достиг своего расцвета. Ежегодно проходили тысячи гонок, а общее количество автоспортсменов достигало миллиона. Лояльное отношение государства, и рост народной любви буквально захлестнули автоспорт. Это было золотое время, когда наши экипажи поднялись на подиум марафона «Лондон-Мехико», и в полном составе финишировали в пробеге «Лондон-Сидней». Но высшим достижением так и остался «Тур Европы-74», инициированный немецким автоклубом ADAC.

Старт гонки был дан в немецком Эрбахе. Взмах флага над капотом происходил с интервалом в минуту. На дистанцию в 15 тысяч километров было отведено лишь 15 дней. Среди признанных лидеров мирового автоспорта (Porsche, Alfa Romeo, Mercedes) выделялись желто-черные москвичи с рекламой спонсоров гонки и «Автоэкспорта» - конторы, которая благоволила нашим гонщикам на международной арене. Всего на старт вышли 60 экипажей.

О важности гонки, протяженностью в 15 000 километров, говорят газетные заголовки.
О важности гонки, протяженностью в 15 000 километров, говорят газетные заголовки.

Чрезвычайно сложный маршрут то и дело устраивал сюрпризы. Так, в Австрийских Альпах пилоты чуть не оказались обезоруженными – никто не задумался о цепях, но своевременная телеграмма от советского торгового представителя в Австрии помогла избежать проблем. В Югославии пилотов ждал сюрприз в виде последствий больших ливней – реки вышли из берегов и снесли мосты, по которым проходил маршрут гонки. Но и тут спасло информирование от местного автомотосоюза. Правда, судьи не приняли этот факт во внимание, заупрямившись. Пилотам пришлось проезжать до разрушенного моста – согласно легенде, а потом уже ехать свободной дорогой. Это привело к дополнительному «крюку» в 150 километров.

Герой советского ралли - Москвич-412
Герой советского ралли - Москвич-412

А на следующем спецучастке наша команда чуть было не потеряла «техничку». По регламенту, этот участок проходили без поддержки. Потому машинам сопровождения пришлось искать объезд по имеющейся карте. Лишь спустя сорок километров раздосадованные пилоты узнали, что дорога есть только на бумаге. Пришлось возвращаться к основному маршруту, который уже открыли.

Советские экипажи первыми заехали на финишную рампу у отеля "Интерконтиненталь"
Советские экипажи первыми заехали на финишную рампу у отеля "Интерконтиненталь"

Но эти злоключения не сказались на результате нашей команды. 18 октября пилоты пришли к финишу в городе Травемюнде, у отеля «Интерконтиненталь». После изнурительных дорог Сирии, Ливана, Югославии и Итальянских Альп до финиша добрались лишь 26 экипажей. В личном зачете одержал победу экипаж лидера советского ралли - Стасиса Брундзы и Александра Карамышева. А большинство призов – у советской команды. Если бы не усилия Дитриха Хопмайера на Audi 80GT, который пришел третьим, то весь подиум был бы за сборной СССР.

Эти люди сделали свой вклад в высшее достижение советского автоспорта.
Эти люди сделали свой вклад в высшее достижение советского автоспорта.

Удивительно слышать, но наши машины оказались лучше, чем BMW 2002ti, Opel Manta 1900SR и Alpine-Renault A110 1600. Естественно, состязание такой протяженности – это не столько гонка машин, сколько состязание людей, сидящих за рулем. И наша команда за рулем «Москвичей-412» оказалась лучшей.