Найти тему
Здоровье и отдых

Воспитательные взгляды И. Базедова

Одним из последователей Жан Жака Руссо был выдающийся немецкий педагог — гуманист XVIII века И. Базедов.

И. Базедов начал разрабатывать свою учебно-воспитательную систему в качестве домашнего учителя, а завершил в Дессау, в специально созданном им учебном заведении «Филантропини».

Педагогическая система И. Базедова основывалась на системе Жана Жака Руссо, и, по сути, была своеобразным синтезом методик Жана Жака Руссо, Джона Локка, Яна Амоса Коменского. Иоганн Базедов пытался согласовать воспитательное воздействие с природой ребёнка Он ориентировался на воспитание личности, развитой со всех сторон , полезного обществу патриота.

Как Жан Жак Руссо, в первые годы жизни ребёнка Иоганн Базедов ставит на первое место физическое развитие, формирование здорового, закалённого тела. Поэтому в «Филантропини» ценились физические упражнения, гимнастика, пешие прогулки. Дети носили не присущую эпохе свободную гигиеническую одежду. Учреждение отказалась под париков и изысканных причёсок, характерных для того периода. Сохранению здоровья детей способствовал также строгий распорядок дня: 8 часов предназначалось для сна, 8 — для развлечений и лёгких занятий, 8-для обучения.

От детей требовалась послушание. При этом педагоги избегали наказаний, но широко использовали награды. По свидетельствам очевидцев, награды применялись чрезмерно, что больше, чем это целесообразно, развивало у воспитанников честолюбие.

В отличие от Джона Локка и Жана Жака Руссо, Иоганн Базедов был убеждён, что детей следует воспитывать среди детей (хотя в условиях, приближенных к семейным), чтобы с детства приучать к взаимным обязанностям. Детей приучали к терпению, смирению, открытости, порядку, чистоте. Учили любить людей. Оберегали детскую застенчивость. Пытались развивать, а не подавлять природные наклонности воспитанников. Воспитанников «Филантропина» обращали к вере в Бога, но не требовали заучивать молитвы и рассказы из Священной Истории, не заставляли молиться. Детей из богатых и бедных семей из гуманистических соображений воспитывали вместе.

Иоганн Базедов, как Жан Жака Руссо и Франсуа Фенелоп. не признавал равноправия между женщинами и мужчинами. Назначение женщины он видел исключительно в роли матери и жены, которая заботится о доме и семье, заботами о «мелочах жизни» и созданием уюта «приносить пользу и удовольствие мужчине. Следовательно для девочек важно уметь тщательно ухаживать за телом, быть опрятными, хозяйственными, знать все хозяйственные обязанности. Лучшими моральными качествами для девушки И. Базедов считал смирение, терпение, целомудрие и скромность.