Найти в Дзене
Newtonew

Как живёт школа, в которой всего 18 учеников

Оглавление

«Сегодня, 1 сентября, по всей нашей необъятной стране отмечается один из самых красивых праздников — День Знаний», — так открылась линейка, посвящённая началу учебного года, в школе посёлка Косья Свердловской области.

Посёлок Косья находится среди Уральских гор, у подножия горы Качканар. Возник он в XIX веке, когда у берегов реки Ис были обнаружены месторождения золота и платины: места эти даже называют иногда «Уральским Клондайком». Посёлки, возникшие здесь при приисках, были многолюдны и богаты, пока запасы золота не истощились и развал Советского Союза не «утянул» за собой всю социальную инфраструктуру.

Сейчас в Косье проживает чуть более 200 человек, давно нет своей больницы (остался только фельдшерский пункт), пожарную часть закрыли в прошлом году. В посёлке работают два маленьких магазина, клуб и школа.

БЕЗ ПЛОХОЙ ДОРОГИ НЕ БЫЛО БЫ ШКОЛЫ

Школьное здание — самое внушительное в посёлке. Два этажа, высокие потолки, просторные классы. Здесь шутят, что школа в Косье — главный работодатель: в штате десять педагогов и столько же человек обслуживающего персонала. Другой работы в посёлке нет, молодежь разъезжается, и наличие школы — едва ли не единственный сдерживающий фактор для семей с детьми, чтобы остаться на родине и не бежать в поисках лучшей жизни.  

Здание школы в посёлке Косья.
Здание школы в посёлке Косья.

Когда в Свердловской области массово закрывались малокомплектные школы, школа в Косье выстояла благодаря воле родителей и… плохой дороге. Дело в том, что ближайшее образовательное учреждение находится в посёлке Ис, а между Косьей и Исом — 25 километров грунтовой дороги, не подходящей для перевозки учеников на школьном автобусе. Отрывать детей от семьи и отдавать в интернат родители не согласились, поэтому школу в Косье решено было оставить.

В новом учебном году в школе 18 учеников — три второклассника, пять шестиклассников, три семиклассника, один восьмиклассник, два девятиклассника, три десятиклассника и одна одиннадцатиклассница. Первоклассники ещё «на подходе», посещают детский сад тут же, при школе. Учитель начальных классов Марина Евгеньевна очень рада, что в следующем году у неё будет сразу четыре «новобранца».

Ученики школы на торжественной линейке 1 сентября.
Ученики школы на торжественной линейке 1 сентября.

Здесь работают десять педагогов. «Стажисты», как говорят они о себе — почти у всех более 20 лет педагогического стажа. Старожил школы — учитель математики Татьяна Тихоновна, она здесь работает 39 лет. Рассказывает, как приехала в 1977 и влюбилась в этот посёлок, утопающий в цветущей черёмухе.

Педагоги школы — все, кроме преподавателя английского языка, который будет приезжать два раза в неделю из Качканара.
Педагоги школы — все, кроме преподавателя английского языка, который будет приезжать два раза в неделю из Качканара.

Укомплектовать кадрами школу в посёлке, где живёт всего 200 человек — задача трудная. Традиционно была проблема с учителями иностранного языка: своих нет, из соседних посёлков ездить сложно. В этом году должен быть новый приезжающий преподаватель из Качканара, но никто не берётся сказать, насколько хватит его выдержки: добираться 30 километров два раза в неделю по гравийной дороге, разбитой лесовозами.

Василий, теперь уже второклассник.
Василий, теперь уже второклассник.

Действующий директор школы, Оксана Владимировна, хоть и местная, и в школе этой сама училась, теперь живёт в другом городе и бывает здесь не каждый день. С другой стороны, директорствовать даже удобнее, когда сам находишься ближе к районному управлению образования, а не в удалённой школе.

ТЫ КУДА ПОЕХАЛА? — Я В ИНТЕРНЕТ, СКОРО БУДУ!

Представитель молодой плеяды педагогов, учитель русского и литературы Евгений Станиславович, ходит на работу каждый день из соседнего посёлка Верхний Ис: шесть километров пешком, обратно — на автобусе, который отправляется всего 2 раза в день. Но большим подвигом Евгений Станиславович это не считает: это его выбор, он не хочет переезжать в Косью, потому что в Верхнем Исе его родной дом, и он всех жителей посёлка, все 30 человек, знает в лицо. Евгений Станиславович учился в педагогическом институте в Нижнем Тагиле, но даже не думал работать в городской школе: большой город, большие классы — не его стихия.

Евгений Станиславович, учитель русского языка и литературы.
Евгений Станиславович, учитель русского языка и литературы.

Учитель химии и биологии Людмила Александровна говорит, что оказалась в Косье в 1991 в поисках грибных мест, и ей очень понравилась природа. Она устроилась работать в косьинскую школу и обзавелась здесь хозяйством. 15 лет назад Людмила Александровна создала школьный отряд «Школа дикой природы»: в летние каникулы дети под её руководством изучают местную природу и проводят экологические мероприятия — чистят родники, собирают мусор. Потом эта практика ложится в основу детских исследовательских работ и методических разработок Людмилы Александровны. Ими она регулярно пополняет свой сайт на всероссийском портале «Инфоурок».

Людмила Александровна, учитель химии и биологии.
Людмила Александровна, учитель химии и биологии.

Надо сказать, что присутствие в глобальной сети косьинских учителей — знак большого упорства с их стороны. Интернет в посёлке — только мобильный, низкоскоростной и только от одного оператора связи. Поэтому, чтобы разместить свои разработки в сети, Людмила Александровна едет за 25 километров по грунтовке в посёлок Ис: «Там всё в порядке, есть 4G».  

Неудивительно, что слово «инновации» здесь воспринимается с усмешкой. «Вот новый министр образования обещала уменьшить бюрократическую нагрузку на учителей», — обсуждают учителя между собой. «Да что они сделают, отменят всю писанину и обяжут в электронном виде предоставлять, вот и всё», — «А где тут у нас «электронный вид»?» — «А кого это волнует?»

Татьяна Тихоновна, учитель математики, проводит классный час с шестиклассниками и их родителями.
Татьяна Тихоновна, учитель математики, проводит классный час с шестиклассниками и их родителями.

Но вообще ко всем инициативам сверху здесь привыкли относиться спокойно, без паники. Педагогическое чутьё подсказывает: важнее иногда посмотреть, как снегирь летает, чем очередной указ в компьютере читать.

— Мне кажется, что в любом образовательном учреждении, где преподаватели с большим стажем, сложно воспринимаются новшества, — рассуждает директор школы, Оксана Владимировна. — Но ничего, стараемся: «попикаем», побурчим и делаем, что просят. С другой стороны, тоже понимаем: всякая инициатива может быть потом отменена. Но остаётся то доброе, вечное, которое мы сеяли всегда. Педагогическое чутьё подсказывает, что, допустим, важнее иногда посмотреть, как снегирь летает или какая красивая снежинка за окном, чем очередной указ в компьютере читать.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЮДИ

Директор школы Оксана Владимировна в учительской.
Директор школы Оксана Владимировна в учительской.

Так же спокойно и без паники учителя привычно разбираются сами со всеми проблемами, не ожидая решений «с большой земли»: нет в школе своего электрика — научились договариваться о безвозмездной помощи с артелями старателей, которые хоть на этой земле люди пришлые, но школу поддержать готовы. Нужно вывести детей на какое-либо мероприятие — ищут родителей с автомобилями, кто готов взять на себя ответственность.

— Мы тут все «универсалы»: сами детские психологи, логопеды, режиссёры, актёры, иногда и врачи, — говорят учителя. — И с эпилептическими припадками научились справляться, были у нас с такими проблемами ученики. И семьи у всех детей разные, не все благополучные, надо это иметь в виду. Видели сегодня — один парнишка? Вот надо было ему обязательно после всех в зал зайти, обязательно надо внимание к себе привлечь — он это неосознанно. Мы даже не делаем замечания. Поругаешь — обидится, убежит.

Единственное, что вызывает недовольство педагогов — необходимость объединять детей в классы-комплекты. В этом году восьмиклассник будет учиться вместе с девятым классом, а единственная выпускница-одиннадцатиклассница — с десятым.

Школа давно отапливается от котельной, но печь оставили как раритет.
Школа давно отапливается от котельной, но печь оставили как раритет.

Для одного занятия с такими классами учителя готовятся, по сути, как к двум урокам по двум разным программам. На самом уроке тоже приходится работать «на два фронта», но в результате каждый ученик всё равно получает больше внимания, чем в стандартном классе в 25 человек. Может быть, в этом секрет успехов детей: большинство после школы продолжает образование в вузах и техникумах Нижнего Тагила и Екатеринбурга.

«У нас сельская школа, но они все равно поступают в институты. У них вроде примеров перед глазами нет, а мечта есть», — говорит учитель начальных классов Марина Евгеньевна, сама — мама «золотой медалистки» прошлого года. Её дочь поступила на бюджетное место в Юридический институт МВД в Екатеринбурге, и теперь она — образец для подражания. 

-11

А что бы вы сами пожелали своей школе?» — спрашиваю я учителей на неформальном педсовете. «Нашей школе мы бы пожелали новое здание, маленькую школку — такую, чтобы быстро построить. То, в котором мы сейчас — слишком большое, слишком много требует затрат. А так — люди не вымрут, дети всегда будут рождаться, и мы бы работали в маленькой школе, сколько могли».

Автор: Екатерина Толкачева.

Источник: newtonew