Найти тему
Пилометр

Проект "Полтава" – царство дерева

В последнее время всё большую популярность приобретают изделия из дерева. После сравнительно недолгого периода увлечения искусственными материалами мы вновь возвращаемся к тому, что нам дала сама Природа. Ведь в течение многих тысячелетий истории человечества древесина была одним из основных строительных материалов. По историческим меркам ещё совсем недавно из дерева делали едва ли не большую часть изделий. И даже корабли строили из древесины.

Историческую роль древесины как строительного материала можно в полной мере ощутить, посетив Верфь Исторического Судостроения "Полтава", где полным ходом идёт воссоздание первого российского линейного корабля.

54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга "Полтава" был спущен на воду в 1712 году в Санкт-Петербурге на адмиралтейской верфи. В его строительстве непосредственное участие принимал сам Пётр I, а корабельным мастером был выдающийся русский кораблестроитель Федосей Моисеевич Скляев. "Полтава" входила в состав Балтийского флота России с 1712 по 1732 год. Двадцать лет – достаточно большой срок для парусного корабля тех времён. За время службы "Полтава" участвовала в шести военных кампаниях.

Проект "Полтава" осуществляется по заказу ПАО «Газпром» с целью воссоздания полноценной реплики исторического корабля. Планируется, что корабль будет совершать плавания только под парусами и будет играть роль подвижного музейного комплекса.

Проект "Полтава" – настоящее царство дерева! Не только сам корабль, но даже и строительные леса сделаны из древесины. Грандиозность проекта можно ощутить, находясь на верхней площадке строительных лесов.

-2

Однако, история историей, но без новых технологий не обходятся даже исторические реконструкции. На "Полтаве" широко используются детали, изготовленные по современным технологиям, использующим клеевые соединения.

-4

Мачты "Полтавы" также изготавливают из сосновых ламелей с помощью клеевых соединений. Для снижения веса и экономии материала мачты делают полыми, т.к. они при эксплуатации работают на изгиб, а сопротивление изгибу, как известно, создают только внешние волокна балок.

-5

На следующем снимке – изготовление грот мачты парусника "Полтава" в мастерской Верфи Исторического Судостроения. Можно оценить, какой бы величины потребовалась сосна для такой же мачты в XVIII веке, когда мачты изготавливались из цельных стволов.

-6

Спуск "Полтавы на воду планируется осуществить в текущем году. Так что в недалёком будущем откроется возможность побывать на этом замечательном корабле-музее.