В последнее время всё большую популярность приобретают изделия из дерева. После сравнительно недолгого периода увлечения искусственными материалами мы вновь возвращаемся к тому, что нам дала сама Природа. Ведь в течение многих тысячелетий истории человечества древесина была одним из основных строительных материалов. По историческим меркам ещё совсем недавно из дерева делали едва ли не большую часть изделий. И даже корабли строили из древесины.
Историческую роль древесины как строительного материала можно в полной мере ощутить, посетив Верфь Исторического Судостроения "Полтава", где полным ходом идёт воссоздание первого российского линейного корабля.
54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга "Полтава" был спущен на воду в 1712 году в Санкт-Петербурге на адмиралтейской верфи. В его строительстве непосредственное участие принимал сам Пётр I, а корабельным мастером был выдающийся русский кораблестроитель Федосей Моисеевич Скляев. "Полтава" входила в состав Балтийского флота России с 1712 по 1732 год. Двадцать лет – достаточно большой срок для парусного корабля тех времён. За время службы "Полтава" участвовала в шести военных кампаниях.
Проект "Полтава" осуществляется по заказу ПАО «Газпром» с целью воссоздания полноценной реплики исторического корабля. Планируется, что корабль будет совершать плавания только под парусами и будет играть роль подвижного музейного комплекса.
Проект "Полтава" – настоящее царство дерева! Не только сам корабль, но даже и строительные леса сделаны из древесины. Грандиозность проекта можно ощутить, находясь на верхней площадке строительных лесов.
Однако, история историей, но без новых технологий не обходятся даже исторические реконструкции. На "Полтаве" широко используются детали, изготовленные по современным технологиям, использующим клеевые соединения.
Мачты "Полтавы" также изготавливают из сосновых ламелей с помощью клеевых соединений. Для снижения веса и экономии материала мачты делают полыми, т.к. они при эксплуатации работают на изгиб, а сопротивление изгибу, как известно, создают только внешние волокна балок.
На следующем снимке – изготовление грот мачты парусника "Полтава" в мастерской Верфи Исторического Судостроения. Можно оценить, какой бы величины потребовалась сосна для такой же мачты в XVIII веке, когда мачты изготавливались из цельных стволов.
Спуск "Полтавы на воду планируется осуществить в текущем году. Так что в недалёком будущем откроется возможность побывать на этом замечательном корабле-музее.