Для Кремниевой долины 2018 год может стать поворотной точкой в этических вопросах. И тон задает Facebook, начавший год с заявления о намерениях сделать свои сервисы не просто развлечением, но благом для человека.
На практике речь идет о планах сократить в пользовательской ленте Facebook объемы так называемого публичного контента, то есть публикаций, ориентированных на отклик от компаний и медиаорганизаций, в пользу постов личного содержания от друзей и близких.
Можно было бы предположить, что для компании, получающей прибыль за счет рекламных просмотров (и в итоге — за счет минут и часов, в целом уделяемых ресурсу пользователем), подобная идея неприемлема. Тем не менее, в своем очередном публичном заявлении администрация сети прямо называет это одним из своих новых принципов.
«Выбирая установку на сближение людей, мы можем сделать так, чтобы пребывание на Facebook являло собой время, проведенное с пользой», — написал на своей личной странице Цукерберг. Обозреватели уже вовсю спорят о том, что есть эта «польза» в контексте соцсетей.
VIA FLICKR / BOITCHY
В декабре команда Facebook подробно разбирала в своем блоге вопрос о пользе и вреде социальных сетей. В частности, были приведены следующие данные: пользователи, которые тратят много времени на пассивное потребление информации вне взаимодействия с другими, по итогам сообщают об ухудшении своего психологического состояния. «Напротив, активное взаимодействие с друзьями, в особенности обмен сообщениями, публикациями и комментариями, связаны с повышением внутреннего комфорта».
Обозреватель The Verge делает вывод, что, говоря о «времени, проведенном с пользой», Цукерберг имеет в виду исследования, подтверждающие, что пользователи считают полезным свое пребывание на страницах Facebook — в том числе в плане самоощущения.
Для сравнения издание приводит критерий Тристана Харриса, бывшего специалиста по этике в Google. В 2016 году он основал новый некоммерческий проект Time Well Spent против кризиса внимания в цифровой индустрии с ее «захватническими» методиками. С его точки зрения, принципиален, помимо прочего, сдвиг от подсчета комментариев и репостов в пользу оценки положительного вклада компаний в жизнь пользователей. Здесь, разумеется, есть пересечение, но есть и принципиальная разница. Очень вероятно, что в 2018 году эти идеи «полезности цифрового времени» поборются друг с другом.
«Ради общего блага»
Цукерберг обещает, что Facebook будет направлять пользователей к более «здравым» формам общения. «Я ожидаю, что время, проведенное на Facebook, и некоторые показатели вовлеченности снизятся, и при этом рассчитываю, что пребывание на Facebook станет для вас более ценным. И если мы сделаем все правильно, я уверен, что это будет во благо как для общества, так и для нашего бизнеса — в том числе и в долгосрочной перспективе», — пишет он все в том же посте, опубликованном после анонса изменений в алгоритмах формирования ленты Facebook.
Еще более ранние ремарки Цукерберга по поводу «благ» приводит обозреватель The New York Times Ноам Коэн. Он напоминает, что в 2015 году, после рождения первой дочери, Цукерберг и его жена Присцилла Чан в открытом письме поделились своей точкой зрения на важнейшие глобальные цели человечества. Например, развитие потенциала людей как «расширение границ и масштабов жизни». Однажды, писали «Цукерберги», человек сможет воспринимать в сотни раз больше информации и гораздо чаще переживать запоминающиеся моменты.
VIA FLICKR / KSAYER1
Речь шла и о борьбе за равенство. И, конечно, «возможностях для каждого» вне зависимости от национальности, происхождения и стартовых условий. При этом, в понимании Цукерберга, доступ к возможностям тесно перекликается с доступом в интернет, открывающем путь к образованию и карьере. «Из каждых десяти человек, для которых интернет становится доступным, примерно одному удается выбраться из нищеты и получить рабочее место».
Получается, что на поверку «социально ответственный» Facebook имеет те же взгляды, что и «аморальный» Facebook, ориентированный на рост аудитории. Оба рассматривают онлайн-коммуникацию как ключ к хорошей жизни. Рассчитывать, что в ближайшее время Facebook станет подрывать Facebook, не стоит, пишет Коэн.
Ориентиры в сетях
Как бы то ни было, шаг публичной компании не в пользу собственной бизнес-модели в интересах качества жизни клиентов — это редкость, отмечает TechCrunch.
Анализируя грядущие изменения алгоритмов новостной ленты Facebook, издание задается вопросом: что нужно нам на самом деле — больше новостей или больше общения с друзьями? С одной стороны, по мнению экспертов в сфере соцсетей и медиа, людей по всему миру сближают именно потоки новостной информации. В то же время, если отображаемые новости будут персонализированы на основе предыдущих запросов и отсортированы в зависимости от оценок единомышленников пользователя, может усилиться формирование «пузырей фильтров» — во усугубление политической поляризации.
В Facebook надеются, что самые важные новости будут обязательно попадать в ленты благодаря обсуждениям друзей. Хотя есть вероятность, что это слишком оптимистичный прогноз. В конечном итоге, многие пользователи скорее предпочтут обсуждать вечеринки и сплетни, а не налоговые законопроекты и глобальное потепление (если не брать в расчет особо резонансные темы).
VIA FLICKR / ZEEVVEEZ
Блогер Джо Эдельман, чьи материалы цитирует The Verge, относит все «перекосы» происходящего на Facebook к архитектурным особенностям самой платформы. С его точки зрения, разные соцсети упрощают и ускоряют определенные типы социальных связей и действий в ущерб другим типам. И если такие упрощенные модели проектируются без учета ценностей пользователей, последним трудно действовать в соответствии с ними.
Например, в Instagram сложнее всего руководствоваться идеалами честности — очевидно, что правдивые публикации получают меньше лайков. А смелость высказываний в Twitter будет провоцировать агрессивные отклики. В итоге мы, как пользователи, действуем и общаемся не так, как сами считали бы нужным, и впоследствии сожалеем об этом. Мы идем против своих ценностей, прокрастинируем вместо того, чтобы работать, прячем свои чувства, следуем чужому мнению, включаемся в агрессивное обсуждение новостей — и так далее. По утверждению Эдельмана, решение проблемы на поверхности: базовые этические установки пользователей следует учитывать уже на этапах разработки программного обеспечения и дизайна социальных сетей.
Автор - Наталья Бокарева
Подписывайтесь на TechFusion