Фабрика SRAM расположена в промышленном районе острова Тайвань и занимает достаточно большое пространство даже по Российским масштабам подобного производства.
Около десятка корпусов и цехов заняты изготовлением продукции SRAM, Truvativ, и комплектующих к Avid и Rock Shox.
В сопровождении одного из начальников производства мы отправились на импровизированную экскурсию по заводу.
Надо отметить, что везде очень чисто, не валяется окурков, да и места для перекура отсутствуют напрочь.
Выглядит все довольно просто, без европейского лоска, но зато все функционально и продумано.
Сами здания достаточно просты, да и что мудрить, если погода и температура Тайваня позволяет строить заводы, как у нас гаражи «ракушки»
Девушка проводит регламентные работы по тестированию образцов из партии, и дает свои заключения.
Справа на сетене стенд с уже проверенными образцами продукции.
Следующая комната представляла собой камеру пыток для тестируемых моделей шатунов.
Гнут, напрягают и всячески издеваются над подопытными, специальные механизмы, дающие колоссальные нагрузки.
В жизни так напрягают шатуны очень мало людей на планете, но и такое случается.
А вот карбоновые X0 выдержали испытания, но не выдержала алюминиевая ось… но усилия приложенные для этого повторит только Годзила, ну или Попович с Примачом :)
Дальше мы попадаем в цех, где происходит упаковка и учет готовой продукции.
Инженер технолог рассказывает нам о производственных планах, о процессе производства и логистике предприятия.
Это часть линии на которой идет сборка систем «тройников» и комплектация их каретками GXP.
Вот стенд на котором вывешены все шатуны выпускающиеся в этом цеху.
Тестируемые еще тогда, и не идущие в массовую продажу шатуны для даунхилла Descendant в Black Box версии.
А рядом проверенные временем Stylo — похоже не правда ли? :)
Среди этого заводского процесса и велосипедного железа встречаются вот такие милые высокотехнологичные смазочные материалы от Дисней :)
А вот и сама любительница плюшевых мишек.
А знаете что она собирает?
Да — великий и ужасный Hammerschmidt — не дай вам бог разобрать его в полевых условиях :)
А вот начало производства карбоновых шатунов X0, XX
Листовой карбон на самоклейкой основе режется лазером по заданным компьютером лекалам.
Производство шатунов из карбона немного сложнее.
Для начала из аллюминия штампуются заготовки шатуна, те его части, куда вкручиваются педали и устанавливается «паук» для звезд.
Далее на специальном оборудовании эти две противополжные части соединяются между собой уникальным супер легким пластиком.
Пластик настолько легкий, что мозг отказывается соотносить вид изделия и его вес.
Забавное чувство, скажу я вам… берешь в руку заготовку, ожидаешь почувствовать определенный вес, а его нет… просто, как будто ничего не держишь :)
Выглядят полуфабрикаты шатунов так
Дальше уже по знакомой вам схеме.
Нарезанные из карбона части будущего шатуна раскладываются в соответствии с технологическим процессом.
Используя мощный промышленный фен, мастер обклеивает карбоном «воздушную» заготовку, раз за разом нанося заготовленные карбоновые части.
Причем интересна последовательность и чередование карбоновых деталей, видно что не просто так лепят, а по определенной, специально разработанной схеме.
В любом случае прочность шатунов на тесте это подтверждает.
Кстати, сами инженеры SRAM заявляют, что на X0 и XX можно катать даунхилл, но они специально не запускают в серию карбоновые экстрим шатуны, так как считают, что спроса на эту продукцию будет недостаточно. ( а мне кажется что у наших любителей лайтка пошло бы :) )
После склейки всех частей в единое целое, шатуны отправляются в печку для термической обработки, и спекания отдельных частей в монолитную карбоновую массу.
После этого начинается долгий процесс шлифовки, грубой обработки по удалению швов и полировки.
Уже почти готовые шатуны попадают на покраску и финальные шлифовальные работы, также производятся фрезеровочные работы по подготовке отверстий, нанесению резьбы итд...
Каждый шатун проходит тщательную проверку на качество, осматривается со всех сторон и регистрируется в журнале.
Кстати, присмотритесь, никого знакомого не видите на фотографии? :) — загадка.
Пошла работа.....
Веселые картинки для поднятия настроения тружениц предприятия, знали бы они сколько стоит конечный продукт, вот бы порадовались… :)
Вот она, финальная обработка, заглядение… кто бы мог подумать, что в начале пути это болванки и куски пленки.
Приятные пальцу карбоновые ручки, зимой не мерзнут, летом не нагреваются! :)
А это забракованные шатуны, мы посмотрели, повертели в руках, так и не нашли за что их уволили...
С собой взять и утилизировать их, нам не разрешили, к сожалению :)
В следующем выпуске SRAM — по ту сторону витрин, я расскажу о металлических изделиях и производстве амортизационных вилок Rock Shox.
Спасибо всем кто дочитал и досмотрел.