Иконка на торпеде автомобиля больше не в тренде. Богатые и влиятельные выбирают «Русское Афонское общество». Разбираемся, что это такое и при чем здесь Санкт-Петербург и Кострома.
9 сентября 2005 года. Значимый день для СМИ нашей страны. Именно тогда православие и власть стали одним целым. В начале осени президенту Владимиру Путину все-таки удалось найти время в напряженном графике и «взойти» на Святую Гору Афон. По словам корреспондента «Вестей», Путин стал первым главой Российского государства, который посетил самое святое для православных место на Земле, связанное с Русью и Россией на протяжении тысячи лет.
Буквально через неделю тенденцию подхватила и свита главы государства, а событие было отмечено созданием общественной организации. По инициативе бизнесмена Константина Голощапова, в здании мэрии Москвы был основан «Попечительский совет благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой горе Афон». Сопредседателями Совета избраны Патриарх Алексий II, полпред президента в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и мэр Москвы Ю.М. Лужков.
В попечительский совет вошли министр иностранных дел С.В. Лавров, председатель Торгово-промышленной палаты Е.М. Примаков, заместитель председателя Центробанка В.Н. Мельников, генеральный директор "Рособоронэкспорта" С.В. Чемезов, председатель совета директоров "АвтоВАЗа" В.В. Артяков, президент ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" С.М. Богданчиков, и другие политики и бизнесмены. С Афонским обществом связаны и другие влиятельные партнеры Владимира Путина – Аркадий и Борис Ротенберги, генеральный прокурор Юрий Чайка, председатель попечительского совета фонда Андрея Первозванного, глава ОАО РЖД Владимир Якунин.
Позже информация о широком круге влиятельных «афонцев» подтверждается в документах, где указываются участники сборов средств на различные нужды общества.
При чем здесь Питер?
Интересующимся жизнью в Смольном давно известно, что среди верхушки городской власти распространены приспешники Русского афонского общества. Глава попечительского совета общества – сам губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Учредители – советник губернатора Константин Голощапов и бывший вице-губернатор, депутат Госдумы Игорь Дивинский. В общество входят и другие вице-губернаторы Северной столицы из ряда бывших Василий Кичеджи и Владимир Лавленцев. Конечно это неполный список уполномоченных православных Санкт-Петербурга.
Как пример, первым «афонцем-губернатором» стал Игорь Слюняев (ныне Албин). С 2007 по 2012 годы, когда Полтавченко был полпредом президента по Центральному федеральному округу, Албин возглавлял Костромскую область, в этот округ входящую. Интересно, что спустя некоторое время, уходя из Минрегионразвития Албин занимает в Смольном место другого «афонца» - Лавленцева. Вместе с тем, вице-губернатор перевозит с собой в Северную столицу свою костромскую команду. Доподлинно известно, что из них членом православного общества является глава Администрации Приморского района Николай Цед, по поводу остальных, в том числе и по Максиму Белову, который готовится возглавить комитет по строительству Санкт-Петербурга, информации нет. Русское афонское общество в определенный момент удалило со своего сайта поименный состав участников, добавив еще больше таинственности и закрытости своему имиджу.
Главный вопрос – зачем?
То, что вся питерская властная элита – члены одного чуть ли не тайного общества, наводит на разные мысли. По слухам, все они часто выезжают в Грецию на святую гору Афон и в уединенной обстановке решают не только вопросы веры.
Кроме того, существует мнение, что помимо места для религиозного отдыха, Афон – это дополнительный перевалочный пункт за границей для бюджетных средств. Так, в январе 2014 года власти с трудом замяли скандал с «добровольно-принудительным» сбором пожертвований на нужды Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с дорожных и коммунальных организаций Санкт-Петербурга. Тогда в одну из сложных зим было собрано 17 млн рублей, которые могли пойти на благоустройство города, но были отосланы в Грецию. Дорожники и коммунальщики как раз подчинялись «афонцу», вице-губернатору Лавленцеву. Новые параллели проводить будет излишним. Скажем только, что директора предприятия «Центр», который перечислил меньше других, оперативно уволили за «грех жадности».
Есть и третья точка зрения. Афонские монастыри не подчинены Патриарху Кириллу, они формально принадлежат константинопольскому патриархату. А отношение "православных чекистов" к РПЦ — сложное. Слишком многое они знают и о прошлом епископата, и о порядках внутри епархий. Местным иерархам — не доверяют. Получается — православие, но не российское. Импортный вариант. Бизнесмены предпочитают хранить за границей деньги, вкладывать в собственность. А православные чиновники — доверять свои тайны иностранным духовникам.