Найти тему
Наследник

Толерантная викториантность

Елена Котовская

Вот же, умеют англичане поддерживать свои исторические мифы и не забывать при этом о самой актуальной современной толерантности!

Пример тому – два сезона еще не завершенного сериала «Виктория» с повторяющимся в титрах рефреном «аллилуйя». И нам хочется воскликнуть вслед за туманными альбионцами: «Аллилуйя!» то ли в адрес их прославленной королевы, которая вышла у них такой хорошенькой, такой ладненькой и душевной, то ли в адрес их самих, умелых мастеров. Сериал, кстати, вполне приятный для семейного просмотра, без особых «сцен», с очень качественным антуражем. Есть даже особая «рождественская» серия в конце второго сезона, специально созданная для семейного просмотра в Сочельник. Ай да англичане!

Все в их «Виктории» выдержанно: аристократия аристократеет, но не забывает про присущие ей демократические принципы (посещает и поощряет «балы прислуги»); прислуга вышколена, но, как выражается один из их числа, «не забывает о внутреннем достоинстве»; парламент шумит и ругается, но принимает временами социально справедливые законы; принц-консорт Альберт красив, нравственен и меланхоличен; королева добра, душевна, но тверда. Иногда правдиво освещаются социальные кризисы (голод в Ирландии), но под красивую музыку и при деятельном участии совестливой Виктории, проблема потихоньку движется в направлении правильного разрешения.

Историческое передергивание не бьет в глаза, не выпирает из всех щелей, а вполне добропорядочно рядится под художественный вымысел. Например, тот факт, что русский красавец-престолонаследник вовсе не ухаживал активно за юной Викторией (будущему Александру II не сильно понравилась низенькая и пухленькая королева, и вскоре он женился на высокой и стройной немецкой принцессе). Скорее наоборот, несмотря на последующую известную викторианскую русофобию, именно Виктория была очарована Александром. Или, что юный лорд Драммонд, помощник премьер-министра Пилла, был не столь уж юн, как в фильме, где он показан слегка за 20 (на самом деле, ему было 51), и что он не прикрыл своей грудью премьера от уличного убийцы, а случайно схлопотал пулю в спину (его перепутали с Пиллом). Не будем мелочиться, все это в конце концов детали!

Зато как ненавязчиво и органично лорд Драмонд и лорд Альфред Пэджет (приближенный королевы) показаны в сериале геями, и не просто банальными гомосексуалами, а влюбленными с большой буквы, как прелестно они целуются на фоне заходящего солнца Шотландии! Как пуританские дамы из викторианского окружения находят уместные цитаты из Библии у самого Царя Давида, чтобы оправдать эту неотмирную любовь (все, кстати, историческая неправда). Но как же в современном сериале без «этого»?   

И, конечно, не обошлось без «черной» проблематики: чудесно спасенная толерантным английским офицером африканская девочка Сара, почти удочеренная (видимо, в подражание небезызвестной А. Джоли) королевой Викторией; отпущенные главной королевской горничной рабы-негры (ее неожиданное многотысячное наследство от американского «дядюшки»). Все это в необязательной, «рождественской» серии, где господствует чудо, и разве посмеет кто требовать беспристрастного исторического изложения фактов?

Итак, знаменитая викторианская эпоха перед нами: строгая, но «очень современная». Отснято всего два сезона «Виктории», а сколько всего интересного уже успели англичане поведать миру! И сколько еще новых «открытий» нас ждет впереди!