Для большинства современной молодежи, советский автопром представляет собой «Копейки», 412 – е Москвичи, УАЗы… А что будет, если я Вам мои прыщавые друзья скажу, что у нас когда то были быстрые «Волги»? Интересно? Возможно не так, как «Бэха» из известного фильма, но всё-таки если Вы еще не закрыли эту вкладку в браузере, давайте вспомним этот прекрасный автомобиль.
Машина производилась на ГАЗе для нужд девятого управления КГБ СССР, которое занималось обеспечением безопасности высокопоставленных чинов страны. Им нужна была машина, которая с легкостью могла держаться за представительскими ЗИЛами и Чайками, а помимо их еще и за посольскими иномарками, при этом не выделяться из общей массы автомобилей.
Сначала на роль «Догонялки» или «Дубля» (так эти машины называли тогда) пришла «Эмка» ГАЗ М1 с мотором V8 производства Ford.
В послевоенное время дублем стал ГАЗ М-20 «Победа» с рядным 6-ти цилиндровым мотором от ГАЗ 12 ЗИМ.
После «Победы» на все времена «Догонялками» стали Волги, и первой стала ГАЗ-21 с мотором V8 от Чайки. Такая машина носила индекс ГАЗ-23.
Наша сегодняшняя героиня сменила ГАЗ 21 в 1968-ом году.
Рецепт ГАЗ-24-24 остался прежним. Бралась стандартная ГАЗ-24 «Волга» из нее выбрасывался ее родной рядный 4-ех цилиндровый мотор, и ставился большой мотор ЗМЗ V8 от Чайки, с автоматической трансмиссией, попутно допиливая в автомобиле все то, что этот гигант, живущий под капотом убивал своим крутящим моментом.
Блок этого мотора был выполнен из алюминия с чугунными гильзами, рабочий объемом которого составляет 5 526 см3, система питания — один 4-ех камерный карбюратор, алюминиевыми ГБЦ с двумя клапанами на цилиндр и системой привода ГРМ типа OHV (Верхнеклапанные с приводом клапанов толкателями). Диаметр и ход поршня 100 и 88 мм соответственно. Степень сжатия 8,5.
Мощностные характеристики такие: 195 л. с., при 4 400 об/мин и крутящий момент 411,9 Н·м, при 2200—2500 об/мин.
Завод изготовитель, обещал что максимальная скорость составляет 160 км/ч но есть информация что эти машины легко бегали и 190 км/ч и 200 км/ч.
Кормили этот мотор несоветским топливом, которое специально поставляли из Финляндии. Это был бензин «Экстра» АИ-95. Расход этого бензина варьировался около отметки в 30 литров на «сотню».
Коробка была автоматической, 3-ех ступенчатой, которая была разработана на базе американской АКПП Ford-O-Matic Drive. Коробка имела 4 положения: задний ход, нейтраль, драйв и пониженный ряд. Как и у многих автоматических коробок того времени, режима парковки у него не было, и с заведенным мотором автомобиль стоял всегда на стояночном тормозе.
Задний мост, как и мотор был установлен от обычной Волги но редуктор был абсолютно другой с передаточное число которого было число 3,38:1. Редуктора тоже на долго не хватало, мотор очень быстро сворачивал и его.
Чтобы держать этот обезумевший «Волгарь» на дороге, доработали и подвеску. Конструктивно она осталась прежней, просто поменяли ее компоненты на усиленные. Спереди поставили усиленные пружины и амортизаторы, сзади установили усиленные амортизаторы, а рессоры взяли от ГАЗ-24 версии универсал.
Изменению так же подвергся рулевой механизм. Была установлена машинка с гидравлическим усилителем управления. Но обычно этот усилитель старались отключать, так как связь между водителем и машиной в таком случае терялась безвозвратно.
По каким-то причинам, тормоза остались штатными, и их хватало на 5000 км в лучшем случае. Почему это было сделано так? Возможно по тому, что советский офицер КГБ не мог быть трусом, и стойко переносил все тягости и невзгоды за рулем этой машины.
Несмотря на все эти доработки подвески, автомобиль имел очень скверную управляемость, кузов в поворотах сильно валился набок, а если в повороте не рассчитать с дросселем, автомобиль просто разворачивало, так как никаких систем стабилизации еще не было, 68-ой год на дворе друзья мои. Чтобы хоть как то погасить эффект молотка в повороте, водители укладывали балласт весом около 100 кг, и тогда машина вела себя более прогнозируемо. Вот это то время, когда если Вы, управляя такой машиной оставались в живых долгое время, это значило только одно – Вы по настоящему крутой водитель. А сейчас… Любая девочка может совладать с 500-от сильной машиной, и рулить ей одним пальчиком левой руки! Все это фигня! Настоящим мужикам – настоящие мужские машины! (Это мой предвыборный лозунг!)
Кузов не претерпел особых изменений, ему только усилили передние лонжероны. Есть мнение, что в кузов ГАЗ-24 изначально заложили большой запас прочности на стадии проектирования, из расчета на то, что машины будут в последствии допиливаться для спец служб.
Внешне «Догонялки» отличались от обычных ГАЗ-24 незначительно, в этом и был основной замысел. Главным предметом зависти водителей обычных «Обкомовских» Волг было то, что 24-24 была обута в импортную резину размером 14 дюймов, с шириной 185 и профилем 70 и совершенно другое ЛКП. ГАЗ-24-24 красился вручную, по той же технологии, которой красили Чайки.
В салоне 24-24 так же мало отличалась от простых Волгарей, разве что в «Догонялке» было 2 педали, вместо 3-ех, и некоторые машины могли иметь велюровую отделку кресел и электрические стеклоподъемники. Самые крутые версии оснащались кондиционером. Так же из совсем сверхъестественного, морда автомобиля могла быть усилена для возможности тарана других автомобилей.
Эта машина в основной своей массе производилась для ГОНа (Гараж Особого Назначения), но кроме КГБ эти машины могли передать членам партбюро, и чиновниками высшего ранга. Так же автомобили поставлялись за границу для наших спецслужб и спецслужб социалистического лагеря. Очень малое количество ГАЗ-24-24 попало в руки спортсменов.
В промежуток с 1968-ой по 1985-ый годы было выпущено не более 2000 экземпляров этих быстрых «Волгарей». После ее сменила ГАЗ-24-34, которая выпускалась с 1985-го года по 1993-ий. Потом до 1996 года место «Догонялки» занял ГАЗ-31013, после которого отечественным быстрым автомобилям пришел конец.
Вот такая вот сегодня писанина. Возможно где-то могут встретиться какие-то неточности, но это в виду того, что некоторые источники могут себе противоречить. Вообще в принципе про эти машины мало что известно.
Но машина эта знаковая, интересная, и как не крути, это наша история. Вот что должно быть гордостью и народным достоянием, а не Лада Икс-Икс Рэй, как ту недавно заявил один оригинал.
P.S.
Я вот одного не понимаю, как можно было все так старательно 20 с хреном лет угроблять, чтобы сейчас носится с этим проектом «Кортеж». Достаточно было просто не ложить на ГАЗ и ЗИЛ, худо-бедно развивать его хотя бы на уровне спец заказов, а не покупать пульманов, ведь это всё-таки престиж страны. Фигово как то, когда президент РФ и канцлер Германии приезжают на какой-нибудь саммит на одинаковых автомобилях.