На прошедших выходных в швейцарском Базеле открылось сразу две выставки немецкого художника Георга Базелица, которому завтра исполнится 80 лет. Живопись и скульптура, всего около 100 предметов, собраны в любимом всеми музее Fondation Beyeler, а работы на бумаге (принты, графика и рисунки) — в Kunstmuseum Basel. Мы собрали несколько любопытных фактов про этого художника, которые интересно узнать вне зависимости от того, пройдет ли ваш путь через Базель в ближайшие три месяца, пока будут идти эти выставки.
— Живопись Георга Базелица, родившегося в 1938 году в Германии, относят к неоэкспрессионизму. Для стиля художника характерны широкие мазки, насыщенные цвета. В середине 1960-х он начал создавать так называемые «фрактурные картины», где человеческие фигуры и предметы оказывались разделенными на отдельные горизонтально ориентированные сегменты. В конце того же десятилетия различных, в том числе и фольклорных, персонажей на своих полотнах он начинает изображать головой вниз.
— Основные темы его творчества — попытка осмысления пути художника в послевоенное время, поиск новой национальной идентичности, а также преодоление главенства содержания картины над формой.
— Помимо живописи, Базелиц также занимается скульптурой и графикой.
— Его настоящее имя — Ханс-Георг Керн. Свой псевдоним он взял в честь города, в котором родился — Дойчбазелиц.
— На втором курсе он был отчислен из художественного училища «ввиду социально-политической незрелости». После этого Базелиц переехал из Восточного Берлина в Западный (стены еще не было). В то время художников учили писать в стиле советского реализма, но Георгу попались французские книги про футуризм, а также каталоги Пикассо. Последний так впечатлил художника, что он начал использовать некоторые его работы в качестве вдохновения для создания своих небольших картин и рисунков.
— Его первая галерейная выставка в Западном Берлине привлекла внимание полиции, и он был оштрафован за картину, на которой был изображен мастурбирующий карлик.
— На Венецианской биеннале 1980 года, где выставлялись работы Базелица и Ансельма Кифера, разразился скандал: деревянные скульптуры первого, вдохновленные примитивным и аутсайдерским искусством, и представлявшие собой фигуры людей с одной поднятой рукой, были обвинены в пропаганде нацизма. Художник отрицал эти домыслы.
— Новые работы Георга Базелица не лишены острых для современного общества тем: они посвящены старению, физической деградации и недолговечности.