ГЕННАДИЙ КОСАРЕВ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
Почему режим совсем не глуп, а многие аналитики ошибаются.
22 января оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия» планирует в очередной раз подать документы в Министерство юстиции для своей регистрации.
Это уже далеко не первая попытка. Стоит ли рассчитывать, что на сей раз оппозиционная партия будет зарегистрирована?
Политик: Мы находимся в дискриминационном состоянии
Почему регистрация так важна, объясняет сопредседатель оргкомитета по созданию партии БХД Виталий Рымашевский.
— Простой пример. Мы выдвинули кандидатов в депутаты местных советов, в том числе и для того, чтобы популяризировать идею христианской демократии. У нас есть партнерские партии, к примеру, ОГП, социал-демократы, благодаря которым мы можем выдвигать наших людей. Но большинство прошло через сбор подписей, и у нас не зарегистрировали 15 кандидатов по надуманным причинам. Мы находимся в дискриминационном состоянии. Кроме того, тяжело проводить официальные мероприятия и людей сложнее привлекать в БХД, когда эта структура не зарегистрирована, — поясняет политик.
В то же время Рымашевский не питает иллюзий, что власти зарегистрируют его организацию.
— Политический климат в стране ничуть не изменился. И правозащитники, и Белорусская ассоциация журналистов говорят о том, что репрессий стало только больше в отношении и СМИ, и политических активистов, и общественных деятелей. Рассчитывать на регистрацию БХД сейчас не приходится, — сожалеет собеседник.
Зачем же тогда обращаться в Минюст за регистрацией?
— Формально мы работаем в рамках оргкомитета, — поясняет Виталий Рымашевский. — Кроме того, на этапе сбора подписей учредителей, проведения собраний, подачи документов в Минюст мы имеем дополнительный легальный статус — на время рассмотрения документов о регистрации мы имеем возможность работать с людьми. Даже те минимум полгода, пока длится процесс регистрации, для нас весьма важен, — подчеркивает политик.
В свою очередь, политолог Владимир Мацкевич обращает внимание, что БХД выгодно действовать именно как оргкомитету по созданию партии, поскольку процесс регистрации требует определенного времени.
— Партии формально нет, но она действует не хуже всех остальных даже при отсутствии регистрации и спокойно себе живет, — уверен эксперт.
Мацкевич: Когда законы пишутся вилами по воде, остаются только круги
Есть ли сегодня вообще у структур, которые хотят зарегистрироваться как политическая партия, шансы быть зарегистрированными?
— Да у нас и зарегистрированные партии таковыми не являются. Смысла в этом нет никакого. Вот если бы, скажем, съезд «Белой Руси» все-таки получил разрешение от Лукашенко стать партией, ее бы зарегистрировали. Но от этого что-то изменилось бы в самой этой организации, в стране? Ничего, — считает эксперт. — Когда законы пишутся вилами по воде, от этих законов остаются только круги, которые быстро затухают.
По словам Владимира Мацкевича, в Беларуси многие аналитики и политики исходят из того, что белорусский режим делает противоречивые здравому смыслу вещи.
— А он совсем не глуп и последователен, — уверен политолог. — Он реализует систему мировоззренческих установок, в которых государственная машина построена как большой колхоз, в котором нет места каким бы то ни было дискуссиям, партиям, гражданскому обществу. Да, «белорусская модель не соответствует мировым нормам и стандартам. Но она точная, последовательная, и все действия властей, самого Лукашенко исходят из этой модели. А те, кто этого не понимает, делают ошибки в своих аналитических выводах, — подытоживает Владимир Мацкевич.