Вообще говоря, сваливать возникновение террора исключительно на Сталина некорректно. Сталин существовал не сам по себе, а в определённых политических условиях. И эти условия назывались «классовая борьба».
Хоть он и исповедовал теорию классовой борьбы, но запустил её не он. Практическая её реализация началась ещё народовольцами, вошла на максимум в период гражданской войны, и продолжилась борьбой со всевозможными уклонистами и кулачеством.
Раз запустив маховик, остановить его было не просто. Видимо этого теоретики классовой борьбы предусмотреть не смогли. Это было время крайней нетолерантности… Здоровым назвать это сложно. Но это состояние всего общества, а не отдельно взятого человека.
Вообще сама по себя концепция диктатуры рабочего класса вызывает недоумение. Учитывая, что в советском правительстве представителей этого самого класса не было.
А куда девать научную интеллигенцию, без которой никакой научно-технический прогресс невозможен. Только в позднем СССР догадались что-про советскую интеллигенцию.
К слову коммунизм явился фактором, спровоцировавшим фашизм. Ибо фашизм возник в ответ на коммунизм (вспомним Германскую революцию 1918г, положившую конец первой мировой). Тогда как коммунизм по сути разобщал общество и пропагандировал интернационализм, то фашизм в ответ ему пропагандировал единство нации.
А вот нынешняя сверхтолерантность – это уже ответ на фашизм. Как-то вот кидает европейское общество в крайности.
Вернёмся к террору. Безусловно идея борьбы с врагами прочно сидела в голове Сталина. Но не только его, но и многих революционеров. Народовольческий террор – это тоже террор. Убийство императора Александра II – это тоже элемент классовой борьбы, к которому Сталин был непричастен.
Меж тем классы – это объективная реальность, как и нации. У каждого своя роль. Борьба с классами аналогично тому, если голова начнёт бороться со своей ногой. Это чистая шизофрения. Именно так и воспринимается время террора.
У разных классов свои психология и интересы. Плохо для общества, когда они слишком рознятся. Когда правитель выходит из народа, у него больше шансов понять народ.
Плохи не сами классы, а консервация классов в условиях жизнь требует обновлений.
Смотри также: почему распался СССР