Нашла на медиум статью на злобу дня. Привожу здесь ее немного авторский перевод, а выводы, как говорится, делайте сами. Мои же мысли на эту тему вы можете прочитать в телеграмм канале Рожаем Оптом.
Можете ли вы представить себе мир, в котором большинство профессий устарели?
Если нет, то большинству из вас вскоре предстоит очнуться в связи с грядущими в ближайшие десятилетия изменениями на рынке труда. Это особенно актуально для родителей, которые движут новое поколение работников во взрослую жизнь, т.к. большинство экономистов и футуристов предрекают появление общества с невероятным количеством устаревших профессий.
Хотя идеа безработного мира может казаться радикальной, предсказание основано на естественной траектории "творческого разрушения" - это классический принцип экономики, согласно которому устоявшиеся технологии уничтожаются, когда становятся неуместными в связи с появлением новых.
Когда последний раз вы приобретали компакт-диск с популярной музыкой в магазине? Много лет назад листы с нотами представляли собой музыкальную индустрию, которая была доступна лишь тем, кто мог прослушать популярные песни только будучи способным прочитать ноты и сыграть по ним. Эта ситуация была быстро подорвана появлением фонографа, повлекшего развитие записывающей индустрии, которая и доминировала последний век, а сейчас замещается взрывным ростом независимых online публикаций.
Трудно оправдать использование большого объема рабочей силы инженеров в сфере звукозаписи, media-индустрии, дистрибьюторов и талантливых начинающих специалистов, когда музыкант может сделать самостоятельно всю их работу за обеденный перерыв, используя обычный ноутбук. То же самое касается миллионов других высококвалифицированных работников и представителей рабочих профессий, которые вскоре будут подмяты технологиями 3D- печати. Тысячи продажников, чей штат и витрины уже могут быть заменены автоматизированными системами, или сокращающаяся индустрия гостиничного бизнеса и такси, замещаемая различными мобильными сервисами перевозки и размещения (аналогами в России являются Яндекс Такси и Booking.com).
Никогда не слышали о теории устаревающих профессий? Ничего страшного. Вы можете просто набрать этот запрос в поисковике. В действительности, спасибо Google, мы можем сейчас добавить самые различные знания в свой лист саморазвития за счет абсолютно доступных ресурсов. Когда каждый может получить доступ к самой большой мировой библиотеке со своего телефона, даже такая длительно уважаемая черта как эрудиция теряет свою конкурентоспособность.
Решение - школа искусств.
Если вы уже собрались готовить своих детей к миру, в котором трудолюбивые, образованные люди не способны найти работу,то у меня есть хорошие новости. Есть решение, и оно не предполагает утомительных, бесполезных попыток освоения технологий. Как и большинство хороших решений оно требует такую черту, которая является чисто человеческой. Речь идет о творчестве.
Отдайте ваших детей в школу искусств. Интенсивно вкладывайте время и силы в их творческое образование. Делайте это, и у них останется шанс найти работу и состояться в будущем,где другие человеческие навыки станут устаревшими.
Любой взрослый, читая эти строки, уже вышел из возраста, когда родители убеждали детей учить урок, который станет финишной прямой к карьере в определенной области. Даже те родители, которые поддерживали творческие мечты их детей, делали это с дополнением, что мы также должны стремиться состояться и в практической сфере, т.к. "ты всегда сможешь вернуться, если скульптура/философия/театр/поэзия не изживут себя". Без сомнения, это инстинкт самосохранения был актуален, учитывая реалии вашей молодости. Творческое образование может обещать жизнь само-открытий, несмотря на то, что всегда были и есть обосновано гарантирующие финансовую стабильность специальности в высоко-востребованных областях науки, образования, управления и т.д. Естественно, ситуация эта будет сохраняться до тех пор, пока все больше и больше физических и умственных функций, выполняемых человеком, не будут заменяться машинами и программным обеспечением.
Я говорю это не для того, чтобы принизить важность какой-либо области образования. Мир без ученых, докторов или актеров был бы также невозможен как мир без артистов. Без программистов и инженеров множество технологий, делающих нашу жизнь эффективной, быстро исчезнет. Но с изобилием информации и инструментов, свободно доступных он-лайн поколению молодежи, которые владеют компьютерами чуть не с пеленок, безопаснее допустить, что те, кто хочет соответствовать текущим технологиям будут иметь минимум помех в их изучении- делать это без напряжения.То же самое касается любых практических навыков.
Искусство, однако, абсолютно противоположенно прагматизму. Камеры давно превысили нашу способность реалистично и эффективно воспроизводить изображения, но тем не менее наша любовь к живописи существует по сей день. Сегодня мы знаем, что ценность хорошей картины не в точности передачи изображения, а в авторской уникальной способности передавать своё видение. Даже те незаинтересованные в "хорошем" искусстве пришли к необходимости создания чисто эстетических решений в практических вещах, таких как одежда, интерьер,транспорт. Наше желание дополнительно заплатить за красивую одежду, располагающую домашнюю обстановку, элитные машины диктуется не функциональностью, а эмоциональностью.
Это истинно человеческое - хотеть, чтобы объекты нашей жизни доносили чувства и идеи до нас и о нас. Мы находимся в постоянном поиске предназначения и смысла жизни, артист же - человек, который тренирует этот навык достаточно,чтобы уметь контролировать его. Человек с творческим образованием владеет основами понимания умственных, эмоциональных и социальных инструментов, используемых для творческой мысли и коммуникации, он способен найти цель и применить ее значение для себя, нежели получить понимание значения извне и стремиться к этому.
Студент-живописец, представляющий картины на выставке, обладает гораздо большими навыками, чем просто умением рисовать. Он наделен способностью видеть проблемы, связи, решения там, где другие видят только чистый бланк. Я гарантирую вам, что эта способность не ограничивается только холстом.
Я не говорю здесь ничего нового. Эти качества, получаемые в результате творческого образования, характерного для демократии, излагались их создателями многие годы. Сейчас в крупных отраслях, быстро теряющих потребность в "рабочих пчелах", становится яснее с каждым днем, что профессора были правы.
В действительности, что удивительно, эта идея всегда была под вопросом.
Наиболее высоко оплачиваемыми работниками всегда были те, кто в качестве результата своих инноваций создавал возможность работать для других.
Это та причина, по которой Стив Джобс стал мультимиллионером, а вовсе не потому, что он мог программировать.
Конечно, история также полна бесчисленными примерами о равноценно творческих личностях, потерянных в системе работы на стивов джобсов по всему миру. Мы все знаем одаренных людей, по-видиму, созданными не для нашего времени, чей потенциал был разрушен вымеранием профессии после того, как их работа была отвергнута кино/музыкой/издательством/другими отраслями. Шанс быть впереди своего времени может больше не предоставиться. Мы живем во время, когда человек, говорящий в веб-камеру, может заработать сотни тысяч долларов, просто рассказывая людям хорошую идею. Привратники ушли в прошлое, и они никогда уже не вернутся. Нашей единственной оставшейся помехой может быть только отсутствие хороших идей.
Это время для революции в образовании, которая повлечет за собой новую реальность и даст студентам необходимые инструменты для выживания. Развитие технологий всегда будет опережать традиционное классное образование, делая полностью бесполезным принуждение запоминания информации, которая может устареть раньше, чем ученики выпустятся из школы. Вместо этого нам следует отточить навыки, которые наилучшим образом гарантируют адаптацию и ресурсность во времена тотальных перемен.
Требует ли эта революция от нас забыть про математику, науку или историю? Будет ли идеальный класс будущего основан на бесконечных уроках рисования?
Абсолютно нет!
Позвольте детям преследовать их собственные интересы и они найдут свой путь во всех областях образования как часть исследовательского процесса. Позвольте ребенку, который без ума от пожарных машин, продолжить быть одержимым ими. Направляемый этим, он скоро обнаружит себя изучающим гражданское право, инженерию, историю, физику, химию, социологию, экономику, и все, что граничит с ними - все эти вопросы будут изучаться через соприкосновение с красной пожарной машиной.
Ни один здоровый ребенок не рождается без врожденного чувства интереса к окружающему миру. Однако, это детское желание исследовать- это почка, быстро срезаемая взрослыми, чье действие обуславливается страхом неизвестности. Традиция подавлять необычные вопросы и поведение в детях так широко распространено, что мы пришли к выводу, что те, кто выжил с их креативностью, просто получили "подарок". Что еще более абсурдно, так это наша убежденность в корреляции между хорошим артистом и умственными болезнями.
Перемены, которые обезопасят нашего ребенка в будущем, приходят тогда, когда мы отделяем творчество от его мистического, неземного статуса. Творческие люди- не волшебные гении. Мы просто люди, которым позволили или которые были достаточно упорны в следовании тому, что дано каждому живому человеку от природы. Предположите, что у вашего ребенка ограниченный творческий потенциал и начните взращивать его. Предположите, что изобретательность вашего ребенка - это единственная защитная сетка, доступная во времена быстрых перемен. Отдайте ваших детей в школу искусств и у них будет именно то, что им нужно, чтобы стать тем, кем им только может понадобится стать.
Я говорю с позиции опыта...
Дастин Тимбрук - артист в Хантсвилл, штат Алабама, который работает во многих областях масс-медиа и творчества. На данный момент работает как медиа-директор в одной из крупнейших американских независимых компаний в сфере искусства, является креативным директором для маркетинговой компании, со-учредителем во многих других компаниях. У него есть диплом об образовании в университете Монтевалло, но он вернулся к живописи, когда государственное образование себя не оправдало.