Найти тему
РЕТРОФИЛ

"Людка" из комедии "Любовь и голуби" едва не умерла во время родов

в 90-х годах Янина Лисовская круто изменила свою жизнь
в 90-х годах Янина Лисовская круто изменила свою жизнь

Янина Лисовская родилась в семье интеллигентной семье: ее мама Людмила Николаевна была переводчиком, папа Павлович - солистом московской филармонии. Детство и юность девочки прошли на Смоленке, что недалеко от Старого Арбата.

Папа часто брал дочку с собой на работу, так что она могла наблюдать за жизнью театра, что называется, изнутри. Родители быстро поняли, что у них растет творческий ребенок. Яна даже выучилась в детской музыкальной школе имени Гнесиных, но к выпуску поняла, что мечтает немного о другой сцене.

После школы Яна Лисовская попытала счастья сразу в трех актерских вузах: в школе-студии МХАТ, Щуке и ГИТИСе. И везде поступила, несмотря на сумасшедший конкурс. Выбрала школу-студию – попала к Олегу Ефремову, который первый и последний раз набрал курс. Азам актерского мастерства ее учили Александр Феклистов, Вера Сотникова, Мария Брусникина. Свой диплом и заявление о приеме на работу она отнесла в Центральный Академический детский театр, а спустя три года сам Олег Ефремов предложил ей сыграть на сцене МХАТа роль Сони в чеховском «Дяде Ване». В спектакль она вводилась в рекордно короткие сроки – режиссер выделил ей всего девять дней. Весь следующий год она разрывалась между двумя театрами, пока, наконец,не остановила свой выбор на МХАТе.

Вскоре ее заметили и кинорежиссеры - Лисовскую стали приглашать на пробы, она начала часто мелькать на экране. А летом 1983 года ей позвонили с "Мосфильма" и предложили попробоваться на роль Людки в мелодраме "Любовь и голуби". На пробах ее попросили завязать галстук отцу, которого играл режиссер картина Владимир Меньшов. К счастью, галстук был воображаемый, иначе актриса не справилась бы с задачей - она не умела обращаться с этим мужским аксессуаром. В общем, ее утвердили и вскоре она в составе съемочного десанта высадилась в Карелии, где и снимали картину. На съемочной площадке она познакомилась с 14-летней Юлей Меньшовой. Девушки быстро сдружились, хотя разница в возрасте между ними была восемь лет – вместе ходили в лес по грибы, купались в студеной речке. Их общение не прекратилось и после съемок - Яна стала крестной мамой Таисии, Юлиной дочки.

Многие сцены из мелодрамы "Любовь и голуби"стали хрестоматийными
Многие сцены из мелодрамы "Любовь и голуби"стали хрестоматийными

Во время той командировки Яна Лисовская к великой радости коллег по кадру прямо в гостиничном номере готовила на маленькой электрической плитке лососевый суп, картошку с грибами, а однажды Меньшов попросил удивить чем-нибудь эдаким приезжающую Людмилу Гурченко. Девушка потушила мясо глухаря в брусничном соусе, от которого прима советского кино пришла в гастрономический восторг. Кстати, к сцене с повязыванием галстука экранному отцу Лисовская подошла во всеоружии – накануне ее как раз отпустили на неделю домой, и этому мастерству ее обучил тоже отец, но уже родной.

Комедия "Любовь и голуби" не сделала знаменитой - он вообще прошел незаметно. Второе дыхание фильм обрел только в середине девяностых.

После съемок актриса вернулась к привычному ритму - играла в спектаклях, читала книги, гуляла по любимому Арбату. О замужестве не мечтала, но однажды Игорь Ляхов, сыгравший в комедии ее брата, пригласил ее к своим друзьям. Там Лисовская познакомилась с Игорем Волковым, который к тому моменту купался в лучах славы после исполнения роли молодого Михайла Ломоносова в одноименном многосерийном фильме. Он покорил девушку своей начитанностью и умом. Они поженились в 1988 году, но уже спустя два года расстались – поняли, что брак был ошибкой. Лисовская до сих пор не хочет о нем ни говорить, ни даже вспоминать.

Однажды мхатовская труппа отправилась на гастроли в Германию. В Геттингене они давали спектакль «37» мая, где ее и увидел немецкий актер Вольф Лист. Спустя несколько месяцев Олег Ефремов пригласил его в Москву на театральный фестиваль. Яна и Вольф снова встретились. Ходили в филармонию, говорили о Москве, рассказывали о себе. В какой-то момент Яна почувствовала, что он испытывает к ней чувства более глубокие, нежели дружба. И… испугалась – слишком острыми еще были воспоминания о неудавшемся браке. Она искала любой предлог, лишь бы увильнуть от встречи с ним. Но мужчина не сдался: он написал Яне письмо с просьбой о встрече, написанное на русском языке, который в тот момент он совершенно не знал. Яну это подкупило - во время общения она лишь попросила не торопить с отношениями. Вольф вернулся в Германию, а спустя полгода в квартире Лисовских раздался телефонный звонок - мужчина на ломаном русском просил позвать Яну. Это был Вольф, который все эти месяцы зубрил язык, чтобы общаться с объектом своего воздыхания. Он сообщил, что находится в Москве и будет рад встрече. И девушка сдалась и даже познакомила его со своими родителями. Какое-то время их разделяли границы - они созванивались, писали друг другу письма. Когда Вольф услышал по телевидению о кровавых событиях октября 1993-го года, при первой же возможности примчался в Москву. Именно тогда он сделала Яне очередное предложение и она наконец-то согласилась – поймала себя на мысли, что рядом с этим мужчиной чувствует себя в безопасности.

Они поженились в Германии в декабре того же года. После свадьбы встал вопрос о том, где жить – в России или в Германии. Когда Лисовская шла на разговор с худруком Олегом Ефремовым, тряслась от страха - ведь он поверил в нее, пригласил в театр, а теперь, получается, она его бросает. Но он поддержал ее - сказал, что труппа будет ждать ее возвращения, даже если оно случится через десять лет. Перед поездкой Лисовская настраивала себя на то, что, возможно, с актерской карьерой придется завязать – даже стала думать о том, где сможет найти себе применение. Готова была даже на изготовление посуды из Германии переключиться. Они поселились в небольшом уютном городке Фрайбурге, от которого до Франции было всего полчаса езды. Она учила немецкий, баловала мужа вкусными завтраками и ужинами, а когда понемногу стала понимать чужую речь, устроилась в детский сад - мыла посуду, кормила деток. Однажды она написала пьесу и разослала по крупным издательствам - ее издали, а после местный театр попросил Лисовскую поставить спектакль для детей. Так сцена вернулась в ее жизнь. Правда, реализоваться во Фрайбурге было невозможно, и когда Вольфа пригласили в Ганновер, они с радостью ухватились за эту возможность.

Янина Лисовская с мужем Вольфом и дочерью Василисой
Янина Лисовская с мужем Вольфом и дочерью Василисой

Летом 1997 года Яна и Вольф узнали, что станут родителями. Когда им сообщили, что у них будет девочка, они сразу придумали ей имя – Василиса. Роды проходили сложно. Оказалось, что у ребенка короткая пуповина. Да и в католической больнице, куда положили будущую маму, врачи придерживались принципа минимального вмешательства. Долгих три дня они лишь следили за состоянием роженицы и только потом начали колоть препараты, едва не доведя ситуацию до трагического финала - у женщины началось заражение крови. Врачи предупредили: и ребенок, и мама могут не выжить. Выкарабкались они только чудом. Кесарево делали под общим наркозом. Вольф настоял на своем присутствии на операции. Он же принял дочку на руки.

В октябре 2006 года Яна с Василисой приехали в Москву в гости к родителям, а в день отъезда, по дороге в аэропорт ее мама потеряла сознание. Женщину увезли в больницу, а Яна бросилась в аэропорт - Василисе нужно было обязательно быть на следующий день дома. Авиакомпания отказалась перевозить подростка без сопровождения родителя, и Яна поехала вместе с дочерью. Но буквально через несколько часов вылетела обратно в Москву. На следующий день ее мамы не стало - инсульт и инфаркт. Яна не раз предлагал отцу перебраться в Германию, но пожилой мужчина категорически отказывается. Он живет один, постоянно общается по скайпу с дочерью и внучкой и очень по ним скучает.

Янина Лисовская не жалеет о том, как сложилась ее жизнь
Янина Лисовская не жалеет о том, как сложилась ее жизнь

Семейство Лист придерживается канонов здорового питания – на их столе только экологически чистые продукты. Василиса пошла по стопам родителей и осваивает актерское ремесло. Как и ее папа, она воспитана в протестантских традициях, но на православную Пасху в доме всегда печется кулич. Семья живет в историческом районе Ганновера в просторной съемной квартире, за которую платят чуть больше тысячи евро. Каждую пятницу Яна ходит попариться в русскую баню. Оглядываясь назад, она все чаще приходит к выводу, что в своей время сделала правильный выбор - как сложилась бы ее жизнь в России в лихие девяностые, он не знает и думать об этом не хочет. Она иногда снимается в кино, но больше проявляет себя как режиссер – ставит детские спектакли и преподает актерское мастерство. Гражданство она так и не поменяла - та самая Людка до сих пор россиянка, которая имеет бессрочную визу, дающая ей право на проживание и работу в Германии.