Найти тему
Distortion

Джиму Джармушу 65 лет

Смешивая компоненты разных культур, американский режиссер независимого кинематографа – Джим Джармуш создает фильмы неподдающиеся привычной классификации. Он старается избегать всевозможных ярлыков и штампов и терпеть не может, когда к его работам додают приставку «арт». По мнению Джармуша, настоящего независимого, андеграундного кино больше не существует, потому что само определение стало частью прокатной классификации и не имеет ни малейшего отношения к эстетике фильмов, все это превратилось в продукт, который создается по законам рынка. А он в первую очередь режиссер, а не бизнесмен и он создает фильмы, а не продает. Поэтому высоким гонорарам и большому прокату Джармуш предпочитает эстетику и ту форму кино, которая в первую очередь важна для него самого. И даже обретя признание и мировую известность, он не поступился своими принципами.

Родившись в городе Акрон, штат Огайо Джим Джармуш даже не предполагал, что станет режиссером и изначально хотел быть писателем. Он вообще не подозревал, что за пределами Огайо может существовать совершенно другой мир. Лишь случайно найденные книги Уильяма Берроуза, Рембо и пластинки Mothers of Invention стали настоящим открытием. Они расширили представление подростка о жизни и позволили понять, что нет нужды оставаться в Акроне, ведь впереди открыт целый мир. Поэтому в 17 лет Джармуш уехал из родного города сначала в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет и начал изучать литературу. На последнем курсе ему удалось побывать на стажировке в Париже и именно там он открыл для себе совершенно другое кино: со множеством жанров, стилей и направлений. Вместо семестра стажировки Джармуш остался в Париже на целый год, проводя все время за изучением кино.

-2

Так со временем, тексты, написанные будущим режиссером, становились все более кинематографичными, а стихи в прозе напоминали описание сцен. Поэтому после окончания университета Джармуш подал документы и был принят в Нью-Йоркскую киношколу, в которой на вступительном экзамене, за не имением ни одного фильма, показывал свои литературные сочинения. И хотя киношколы не могут научить никакой эстетики, зато дают представления о технике съемки и обучают узкопрофессиональным навыкам. «Мне кажется, режиссеру необходимо знать, как обращаться с оборудованием. Я считаю, что прежде чем идти против правил, с ними нужно познакомиться», говорит Джим Джармуш. Во время обучения ему посчастливилось стать ассистентом знаменитого режиссёра Николаса Рэя и на съёмках его фильма «Молния над водой» он приобрел первый кинематографический опыт.

Большое влияние на режиссера оказала нью-йоркская панк-рок сцена конца 70-х начала 80-х годов. В это время в искусстве царила особенная атмосфера: сама музыка была важнее, чем качество её исполнения и для того чтобы собрать группу не нужно было в совершенстве играть на гитаре. Главнее всего в то время было желание выразить себя. «Это очень значимая эпоха, тогда многие творческие люди: музыканты, режиссеры — работали в эстетике «сделай сам», это давало им большие возможности для творчества. Тогда никто не стремился прославиться, сделать карьеру, стать профессионалом, звездой. Главным были настоящие, подлинные эмоции, которые можно было выражать в какой угодно форме. Самый простой путь — взять в руки гитару (причем понятия не имея, как на ней играть) и лупить по струнам со всей дури», - вспоминает Джим Джармуш. На этой волне в Нью-Йорке возникло много групп и музыкантов таких как: Патти Смит, Television, Heartbreakers, Ramones, Mink DeVille, Blondie, Talking Heads. Своим творчеством они значительно повлияли на современную музыку. Джим тоже играл в группе The Del-Byzanteens хотя как он сам говорит, не был профессиональным музыкантом, а скорее «полуделитантом», как и многие в то время.

Благодаря музыке у него появился более широкий взгляд на кино, в особенности благодаря панк-движению, где вся идея была в том, что не обязательно быть виртуозом, если есть что сказать. «Мы все были уверены в том, что сможем снимать кино. Никто из нас не мечтал работать в Голливуде. Просто все понимали, что можно снимать фильмы с минимальным бюджетом, не имея при этом особого опыта. Это было важно», - рассказывает Джармуш.

Поэтому ассистируя Николасу Рэю, Джим начал параллельно работать над собственной картиной «Отпуск без конца» (1980 г.) Это был по-настоящему малобюджетный фильм, снятый на шестнадцатимиллиметровую пленку. Деньги для этой работы были взяты из тех, что предназначались на оплату обучения, поэтому Джармуш не получил диплома. Несмотря на то, что комиссия киношколы не одобрила это фильм, картина получила высокие оценки у критиков и заработала несколько премии.

С момента выхода на экраны первой полнометражной ленты Джим Джармуш остается верен своему уникальному стилю и особому виденью. А оригинальность и отрешенный, невероятно серьезный юмор отличают все снятые им ленты. Сценарий ко всем своим работам он пишет по принципу «наоборот»: сначала придумывает персонажей, о которых будет снят фильм и представляет какие актеры их будут играть, а когда уже есть представление об атмосфере фильма и об актерах, режиссер начинает собирать воедино разные детали. Таким образом, история вырастает из разнообразных и довольно неопределенных мыслей. Работая над фильмом, Джармуш от начала и до конца контролирует весь процесс и многое делает сам.

«Я сам решаю, как монтировать фильм, какова его продолжительность, какую музыку использовать в саундтреке и какие актеры будут играть в фильме. Я сам делаю свое кино. Я каждый день прихожу в монтажную. Я занимаюсь финансированием. Я пишу сценарий. Я сотрудничаю со многими талантливыми людьми».

Огромное значение во всех фильмах имеют детали: «Я одержим деталями. Для меня важно все, вплоть до цвета пепельницы, — все, что так или иначе будет иметь значение в фильме. Я думаю, что наиболее личные моменты в моих работах — это мелочи», признается Джим. Звуковое сопровождение – один из основных элементов всех картин. Без звуков и музыки фильмы выглядели бы голыми, а аккорды помогают передать дыхание кино. Джармуш считает, что все звуки должны не подчеркивать эмоции, а сопровождать и делать их более ощутимыми. Саундтрек к фильму «Мертвец», записанный Нилом Янгом, является примером того, как при помощи одной мелодии можно передать атмосферу всего фильма.

Стиль Джима Джармуша – это он сам, он уже сложился и он таков каков есть. Его можно любить или не любить, он может нравиться, а может и не нравиться, но он присущ только Джармушу, приверженцу старой школы, который спецэффектам предпочитает ленты, снятые по старинке, а сценариям, набранным на компьютере – написанные от руки. Но прежде всего – это творческая свобода, которая выражается не только в кино, но и в музыке, литературе и поэзии.

Архивная статья журнала Distortion (№3)