В середине прошлого века в СССР возникла необходимость в больших дизельных субмаринах с увеличенной автономностью и улучшенной обитаемость. На смену проекту 611 пришел проект 641.
Подводная лодка Б-440 относится к проекту 641, то есть к послевоенному поколению дизелей. Первая лодка этой серии сошла со стапелей в 1961 году, а Б-440 покинула завод в 1970 году, и до 1996 года находилась в составе подразделений Балтийского флота.
В настоящее время лодка отреставрирована и переведена в музей в город Вытегра Вологодской области. Почему именно сюда? Дело в том, что этот город, расположенный на одноименной реке и Волго-Балтийском канале в месте его впадения в Онежское озеро, является родиной многих российских адмиралов, поэтому именно там был создан музей на базе большой океанской дизельной подводной лодки «Б-440».
Для того, чтобы загнать лодку в черту города, потребовалось углублять дно Вытегорского залива. Первое, что встречает посетителей музея на лодке - носовой торпедный аппарат на 6 торпед, украшенный как советскими звездами, так и российским гербом.
В бывших аккумуляторных ямах (т.е. отсеках для аккумуляторов) ныне располагается история российского подводного флота в картинках.
Музей был сдан в 2005 году, и действительно представляет собой качественную и красивую экспозицию. На большой карте на стене отмечены все аналогичные музеи мира.
В экспозиции - сигнальные фонари разных эпох, а также туманный горн (второй слева).
С "обитаемостью" на лодках этого класса лучше, чем на лодках военного времени, однако по уровню комфорта до современных АПРК лодке Б-440 далеко - даже капитанская каюта реально крошечная, не говоря уж о матросах, спящих по очереди на одной и той же койке. На столе - аттестационная книжка командира корабля и наградной жетон "За дальний поход".
Лодка разделялась переборками на 7 отсеков: торпедный, жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи .Далее - центральный пост, жилой отсек, с камбузом (под полом также батареи), дизельный отсек, электромоторный отсек, торпедный отсек.
Рабочее место гидроакустика.
Офицерская кают-компания, по совместительству выполняющая в случае необходимости роль операционной.
Между отсеками субмарины - вот такие могучие люки.
Расположенный в центальном отсеке основной воздушный пульт предназначен для подачи воздуха в цистерны главного балласта при всплытии.
В том же отсеке располагаются системы управления стрельбой и мечта всех мальчишек - настоящий перископ, находящийся полностью в рабочем состоянии. Можно посмотреть в него и увидеть, что делается на внешней палубе лодки и вокруг нее.
В углу притаилась и регистрационная табличка лодки.
Метрист для определения надводных целей.
За переборкой виднеются дистанционные приборы управления и контроля за дизельными двигателями.
Кругом циферблаты и вентили, как в кино.
Даже в гальюне - и том много вспомогательных приборов, без которых невозможно избавится от отходов на подводной лодке.
В таком спасательном комбинезоне можно находиться в воде на глубине до 120 метров.
На голову манекена одет ИДА-59, индивидуальный дыхательный аппарат, предназначенный для:
самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ с глубин до 100 м;
выхода из лодки в обеспечении сил поисковых и аварийноспасательных работ с глубин до 120 м
проведения легководолазных работ за бортом корабля на глубинах до 20 м;
ведения борьбы за живучесть в задымленных отсеках с отравленной атмосферой и избыточным давлением до 10 кг/см.
Классический советский водолазный костюм - "трехболтовка".
Шлем весит больше 20 кг!
Кормовые торпедные аппараты лодки - на 4 торпеды.
Прямо рядом с торпедными аппаратами - койки для экипажа. Полки в три яруса, на которых по очереди спит 3 смены подводников. По словам очевидцев, даже колени лежа не всегда реально согнуть. Справа крошечные ящечки для личных вещей матросов.
Технологический пейзаж в сердце лодки. Надо сказать, что внутри лодка гораздо теснее, чем кажется снаружи. Секрет - в двойном корпусе лодки, снаружи негерметичный корпус-оболочка, который нужен для обтекаемости, под ней есть еще прочный корпус из толстого металла. Между внешним и прочным корпусом расположены балластные цистерны, баллоны со сжатым воздухом и еще много чего.
Рубка лодки негерметична и открыта только в надводном положении, посередине - компас, справа от него - руль для коррекции курса в надводном положении. Такая конструкция характерна для дизальных лодок, которые не могут долго находиться под водой и порой тысячи километров (миль) идут в надводном положении. Да и в самой надстройке очень много оборудования - перископы, много разных антенн, шахта РДП и еще много чего, что не помешается в основном корпусе (иногда и ракеты большой длины) так что переднюю часть грех не использовать для наблюдения и управления в надводном положении. Кроме площадки в самой надстройке, есть еше открытая площадка на самом верху, там чаще и находятся настоящите морские волки. А в подводном положении никаких иллюминаторов не нужно, всё вслепую управляется с учетом информации от круговых гидролокаторов (видны на носу лодки в виде надстроечки и чуть ниже полоса широкая) и глубиномеров. К тому же для рабочей глубины в 250 метров и возможного воздействии глубинных бомб невозможно сделать герметичные иллюминаторы.
Вид на рубку лодки с носовой палубы. Нижние квадраты на рубке - это не окна, они просто нарисованы. Оранжевая с белым капсула на надстойке - это аварийный буй. За утрату привязанного стальным тросом буя во время похода полагались взыскания, поэтому многие экипажи приваривали буй наглухо, все равно шансов выжить в случае аварии было бы немного.
Вот такая вот замечательная лодка, которую всем рекомендую посетить.