«Оскаровский» фаворит: Гильермо Дель Торо снова изменяет чувство меры (и режиссера это все больше заводит), но деньги назад не попросят
Текст Александр Кондуков **1/2
Если вы путешествуете на такси, иногда маршрут, выбранный водителем, включает лишние километры. Но их недостаточно много, чтобы потребовать деньги назад. Таким образом, вам сделали неприятно два раза: вы потратили немало нервов, переживая поездку, а на выходе еще и были лишены что-то на этот счет возразить. По факту же услуга была произведена, и цена осталась в границах некой суммы, которую система считает нормальной. «Форма воды» Гильермо Дель Торо — это вот точно такая же поездка по удлиненному маршруту, совершенно ненужная и нервирующая, но при этом абсолютно в границах современной моды на трэшевое духоподъемное кино и цирковой балаган.
«Форма воды» рассказывает про водное существо, над которым ставят опыты (сами опыты не показывают, похоже, что просто слегка пытают электрошокером) в секретной лаборатории в 1962 году. Заметной персоной среди уборщиц, стирающих кровавые разводы, является немая девушка Элиза (Салли Хоукинс, прошедшая школу натуралиста Майка Ли и играющая соответствующе — по-народному). Вместе со старым художником-геем она живет над кинотеатром, каждое утро начинает с эпической мастурбации в ванной и дружит с толстой коллегой-болтушкой, которой дома компостирует мозги муж — домашний тиран мелкого масштаба. Главный отрицательный персонаж — спецагент Стрикленд (Майкл Шеннон), клоун по жизни, который по каким-то причинам работает на правительство и выловил водного человека в водоеме, «где ему поклонялись как Богу».
Далее вам ждут довольно стыдные два часа, во время которых Гильермо Дель Торо только что бородатую женщину в кадр не выводит. Весь остальной трэш, который можно было ожидать от одаренного, но немного отъехавшего от собственной важности мексиканца, тут имеется. «Форма воды» — это нажористый буррито с начинкой, которая гарантировано заставить вам почувствовать «насмотренным» в течение конкретно взятого вечера. Картину и позор Дель Торо можно обсуждать целый вечер, а затем еще и на работе с коллегами поделиться увиденным. Многим, кстати, может понравиться. Зная известное влечение людей к балагану и «величайшим шоуменам», уютный гротеск — с операторской работой Дэна Лостсена и музыкой Александра Деспла — придется определенным зрителям по вкусу.
Как и в любом полном человеке, в режиссере Гильермо Дель Торо имеется немалый запас жидкостей, а в голове, кажется, плавают несколько акваменов, издающих звериные трели и желающие иметь сексуальные контакты с легко доступными немыми уборщицами. То обстоятельство, что мы выходим из зала, отряхиваясь от слизи, которую оставила «Форма воды», фильм пошловатый, но достаточно внешне красивый, чтобы на него сходить, говорит о расплате за наше любопытство. Многие же пойдут на это кино не потому, что им нравятся истории о людях-амфибиях, а вследствие интереса к ленте со стороны «Глобусов», «Оскаров» и влекомых ими медиа. И расплата будет вполне себе заслуженной.
«Форма воды»
Фильм уже в прокате. Саундтрек доступен в Apple Music