Одним из основных требований ФГОС на данный момент является максимальная самостоятельность и инициативность учащегося в изучении предмета. Учитель перестает быть авторитарным ведущим и предоставляет детям свободу творчества, лишь слегка направляя их учебную деятельность.
Лучше всего требования нового ФГОС передает аналогия с лодкой. Если раньше дети смирно сидели в лодке, а учитель единолично работал веслами, то теперь все наоборот: учитель лишь указывает направление, а веслами работают учащиеся. На бумаге это звучит красиво и прогрессивно, но как реализовать ФГОС на практике? Ведь новым требованиям должны соответствовать и новые формы работы и виды уроков. И такие формы есть. Одна из них – перевернутый урок.
В наиболее общем виде, перевернутый урок – это такой урок, при котором учитель не объясняет тему в классе – дети уже приходят готовыми, изучив тему дома заранее. На уроке учителю остается лишь проконтролировать уровень готовности учащихся, углубить их знания, провести дискуссию по наиболее острому вопросу и т.д. Рассмотрим одну из разновидностей перевернутого урока на примере истории.
Как принято преподавать историю? Обычно в первой половине урока учитель опрашивает домашнее задание, а во второй половине – объясняет новую тему. Используя методику перевернутого урока на своих занятиях, я получил следующий результат на выходе. Задача детей – подготовиться к устному обсуждению параграфа, состоящего из 4-5 частей. В начале урока один человек в форме монолога рассказывает у доски содержание 1 пункта параграфа (1-2 страницы текста), после того как он закончил, остальные учащиеся задают ему любого вида вопросы, связанные с содержанием монолога. Завязывается дискуссия. Учитель лишь немного направляет эту дискуссию и подводит ее к логичному завершению, после чего выходит следующий ученик и рассказывает содержание второго пункта параграфа и т.д.
В среднем параграф в учебнике по истории состоит из 4 пунктов. Таким образом на каждый пункт уделяется по 6-8 минут, чего вполне достаточно и на монолог и на последующее обсуждение. В оставшиеся 5 минут проводится рефлексия и делаются общие выводы.
Для учащихся подобная форма урока оказалась новой, непривычной, но и весьма интересной. Основная сложность состоит даже не в том, чтобы выучить параграф, а в том, чтобы пересилив себя и свои страхи выйти к доске для публичного выступления. Таким образом, дети получают не только предметные знания, но и ряд полезных навыков: развитие монологичной речи, преодоление психологических барьеров, мешающих публичному выступлению, развитие умений корректно спорить и доказывать свою точку зрения аргументами и т.д. Как показывает практика, данная форма урока может быть успешно применена практически для любых возрастных категорий учащихся: с 5 по 11 класс.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.