Букв тут будет очень много, но это самая краткая инфа по открытию
В статье общая информация по открытию любого магазина. Описаны механики принятия решения.
Речь пойдет о открытии оффлайн магазина. Любого. Это может показаться странным, но, механика открытия и прибыльность магазина будет везде одинаковая. То есть, не важно – каким товаром ( или услугами) ты будешь торговать, везде ключевые факторы получения прибыли – одинаковы. Сейчас поговорим о них чуть глубже
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ МАГАЗИНА
1. Товар
2. Месторасположение
3. Атмосфера
Товар
В этом пункте мы будем разбирать рынок товара, который мы хотим продавать. От этого, в принципе, будет зависеть, какие действия будут приниматься дальше.
Итак, какие бывают товары? Те, которые люди покупают для перепродажи ( 90% случаев) и те, которые производят сами ( 10%). Еще товары бывают ходовые ( продукты, вещи, бытовая техника) и не очень ходовые ( какие-нибудь именные картины, подделки и тд). Очень часто люди, открывая магазин из второго примера удивляются – почему нет продаж? Они делают сами руками интересные вещи, типа картин, кукол, например. Но никто их не покупает. Почему? Потому что рынок не готов к этому.
Как определить потребность рынка в каком-то товаре? Да очень просто. Например, вы живете в городе в 1 млн человек ( тут именно население не очень важно). Примерно 500 тыс из них – это работоспособные люди, которые работают и у которых есть деньги купить какой-то товар.
Возьмем 2 магазина. 1 находится, например, на городском рынке и торгует мясом. Птица, свинина, говядина. Возьмем второй – он продает картины городских художников. Находится магазин в конце города. ( берем условие, что цены у одного и второго магазина условно средние, как и качество товара). При прочих равных, какой магазин будет делать больше прибыли? Понятно, что тот, который находится в центре и торгует товаром, рынок которого больше. Сколько людей любят кушать мясо и кушают его ежедневно? Кроме вегетарианцев, наверное все. То есть, из миллиона человек, тысяч 750-800 в неделю хоть раз кушают мясо.
А сколько людей покупает картины? Чтобы понять это, нужно разобраться, когда они покупаются. Чаще всего картины покупают на день рождения. Либо, когда делают ремонт. Либо просто когда то. Как часто люди делают ремонт? Ну может раз в год-три года. Если брать рынок день рождений. Сколько у каждого человека людей в среднем, которым он покупает подарки на день рождения? Может 5-20 ( все данные взяты примерные из логического обоснования). То есть, из 500 тыс ( мы тут берем только платежеспособных) людей есть максимум 20 людей в год, которым они в теории могут купить подарок. Это 10 млн потенциальных людей. + еще 500 тыс возьмем потенциальных из ремонта. Итого 10 млн 500 тыс человек в год. ( разумеется, эти данные очень условные, не стоит их принимать за чистую монету. Пример приведен для того, чтобы вы поняли механику понимания рынка товара). Точнее, не 10 млн 500 тыс человек, а попыток купить в товар. Но подарки же бывают не только картины + магазин не очень удачно расположен. А вот мясо кушают 800 тыс человек в неделю ( помним, что часто 1 человек покупает на семью мясо). 50 недель в году – почти 40 миллионов попыток купить мясо.
Перед тем, как выбирать товар, проведите такой же анализ своего будущего товара. Ответьте себе на следующие вопросы:
1. Кто его покупает? Почему его покупают?
2. Сколько попыток в год есть у моего рынка?
Теперь, нужно разделить магазины на возможность спонтанной покупки и ее отсутствие. Этот фактор нам очень сильно поможет разобраться чуть позже в месторасположении.
Например, возьмем как товар холодильник. Можно ли купить холодильник спонтанно? Нет. Во-первых – холодильник сам по себе стоит не дешево, во-вторых – в нем возникает надобность только тогда, когда ломается старый. Что нам это дает – это дает нам то. Что располагать магазин холодильников ( а правильнее, магазин крупной бытовой техники, или просто, бытовой техники) не обязательно в очень проходном месте.
Как пример, второй товар – батарейка. Казалось бы, можно ли купить спонтанно батарейку? Вроде как нет. Но – у нас дома часто так бывает, что где-то батарейка села и все никак не можешь купить ее – забываешь. А тут бац – крупными буквами прямо перед глазами «батарейки». Ты вспомнил, зашел и купил. Тоже самое касается и лампочек.
Спонтанность покупки вашего товара влияет на месторасположение магазина. Если возможность спонтанной покупки высокая – вам обязательно нужно быть в очень проходимом месте. Если средняя – можно чуть дальше. Если она практически исключена – вы можете быть даже на конце города. Рынок так устроен, что дорогие товары мы покупаем реже. И, чем дороже товар, тем меньше магазинов его продает.
Так, теперь поговорим о таком виде магазинов, назовем его нужные. Нужные магазины – это такие магазины, которые торгуют таким товаром, которые всегда будут нужны, но они не являются товаром первой необходимости, но без этих товаров никуда, и покупаются они достаточно часто. Пример – уже обозначенные батарейки, лампочки, зарядные для телефонов. Если у вас в микрорайоне нет такого магазина, особенно если у вас вокруг много домов – можете открывать и, скорее всего, он будет работать в +.
В зависимости от вида товара, который вы хотите продавать, вам могут понадобится соблюдать санитарные нормы ( обычно это все касается тех, кто хоть как-то соприкасается с продуктами питания). Чтобы здесь это все не расписывать долго ( т.к. это потребуется далеко не всем) – введите в гугле «"О введении в действие санитарных правил". Это документ, в котором полностью рассказаны санитарные правила и нормы, которые нужно соблюдать.
Тоже самое касается и пожарной безопасности. Более подробно о ней можно прочитать, например, тут http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/protivopozhar...
Если вкратце о санитарных нормах, то там важно, чтобы у всех людей, кто работает с продуктами, были санитарные книги. Это такие книги, которые даются после прохождения врачей для работы с продуктами. Только люди с сан книгами имеют право работать с продуктами ( даже водители авто, которые перевозят продукты обязательно должны иметь сан книги, иначе штраф)
Что касается самого магазина, там будут требования к расположению умывальника, металлических плоскостей и тд. Это все вам лучше почитать самим, или спросить по месту прохождения проверки ( когда вы подготовите магазин, к вам придет проверять, как вы соблюдаете санитарные нормы.
Тоже касается и пожарной опасности. Будет приходить пожарный инспектор и проверять, как вы выполняете пожарные нормы
Скорость и итог проверки часто зависит от инспектора. Обычно они проходят хорошо. Первый раз могут прийти –дадут замечания. Вы все исправите ( часто без штрафа) и после исправления будете работать. Бывают конечно проблемы с инспекторами, но они, как правило, редкость
Расположение
Расположение магазина – один из ключевых факторов успешности магазина. Именно здесь большинство людей ошибается, и, по итогу, закрывается. Конечно, факторы есть еще, и не один, но, расположение очень важно. Если говорить грубо – с магазином, который расположен в проходимом месте намного труднее уйти в минус, чем с тем, который расположен за углом. Если вы выбрали хорошее место, и у вам более ли менее ходовой товар – половину важнейшей работы вы уже сделали.
По опыту могу сказать – самые лучшие места в городе обычно всегда заняты. Там годами располагаются одни и те же заведения. Если вы поговорите с сетевиками, у которых есть сети кафе или магазинов, они вам расскажут, что когда они решают открывать новую точку – они не берут сразу первое попавшееся место и не начинают работу. Они выжидают. Когда появится именно то место, которое им нужно
Что вам делать в этом случае? Лучшее, что вы можете сделать – это найти максимально лучшее место под ваши параметры. И потом, мониторить объявления, и ждать то самое, лучшее место для вас.
Но, конечно, бывают и исключения. Когда есть классное проходное удобное для вас место – считайте, вам повезло. Заключайте договор и работайте.
И да – если вы видите места, это могут быть отдельные здания или помещения, на которых постоянно висят таблички – сдам – даже не думайте снимать его для магазина!! Если вы без опыта в бизнесе, это будет ваш первый магазин – скорее всего вы не сможете сработать в + с этой точки. Есть просто такие точки, с которых, по каким-то причинам нет прибыли. Это бывает трудно объяснить, но это так. Я сам не раз встречался с таким.
Атмосфера
Атмосфера магазина иногда может сыграть хорошую роль. Т.к. мы говорим в принципе про магазины, то будем говорить очень обобщенно. Вообще, правильнее будет разделить в % соотношении факторы, почему в магазине в принципе покупают. То есть
1. Низкая цена – 30%
2. Удобное расположение-30%
3. Ассортимент -20%
4. Атмосфера-10%
5. Приятный продавец – 10%
Эта табличка просто сделана для примера для вас. Вы, перед тем, когда будете открывать магазин, когда у вас будет уже примерно место – нарисуйте ее себе и посмотрите, что у вас получается и какие ключевые факторы у вас сколько % занимают.
Конечно, в наших реалиях люди очень часто гонятся за низкой ценой. Иногда это вообще самый важный для них фактор. Они готовы ехать через весь город. Чтобы купить что-то дешевле. Мы не будем в такие крайности
Но, атмосфера, так или иначе решает очень сильно. В атмосферу в этом пункте мы приплюсуем и то, как выглядит магазин внутри и снаружи, и то, как общаются продавцы. Вообще продавцы – очень интересная тема в магазинных продажах. Я видел очень много примеров, когда человек вливал очень много денег в рекламу, но не получал прибыли. Он не мог понять, в чем дело – люди заходят, но ничего не покупают. А дело был просто в отвратительном приеме со стороны продавца. Хамство, ругательство и тд – все это бывает. Я, как простой покупатель. С этим встречаюсь постоянно. Везде есть такие продавцы и люди. А ведь, согласитесь, если такие люди, которые готовы проехать лишние пару улиц и купить и приветливого, искреннего продавца, который подарит хорошее настроение, чем сэкономить время и деньги, но с испорченным настроением
Кроме продавца, конечно, внутренняя отделка и оформление имеет большое значение. Я здесь не буду говорить о чистоте. Хотя нет, скажу. У вас в магазине должно быть ЧИСТО! Не важно, чем вы занимаетесь. Пусть то будут продукты, светильники или медицинские халаты. Чисто должно быть всегда
Теперь про оформление. Оно должно быть стильное. В стиле магазина. Если не можете сами придумать – наймите дизайнера. Главная суть в том, что человек, который первый раз попадает к вам, должен запомнить в себя в голове, что у вас стильно и интересно. Если ваш продавец, цены и ассортимент не будут портить впечатление – человек к вам придет еще раз.
Обязательно поставьте в зал своего магазина камеру. Это и для безопасности полезно. И всегда можно посмотреть, как работают продавцы
ЧЕК-ЛИСТ ПО ОТКРЫТИЮ МАГАЗИНА
1. Выбираем товар. У многих людей бывают с этим проблемы. Совета здесь не будет – выбирайте по своему усмотрению. Очень желательно, чтобы работа с этим товаром приносила вам удовольствие.
2. Вспоминаем как минимум 20 магазинов-конкурентов в своем городе. Брем лист, ручку. И начинаем в столбик заносить показатели работы этих магазинов. Место расположение, примерная текучка людей в день, в час, сколько людей примерно заходит в магазин, какой средний чек, оформление магазина, ассортимент, цены, режим работы и тд. Записывайте 30-50 метрик и по каждой метрике по каждому магазину вносите данные.
3. Делаете тоже самое, только в соседнем городе. Выберите день-два и съездите в другой город. Это нужно для того, чтобы понимать – ваши конкуренты в городе делают все верно, или же есть еще какие-то факторы, которые важны.
4. Очень крутой лайфхак, который не понятно, почему никто не принимает в жизни. Когда вы находитесь в другом городе, найдите владельца магазина ( это можно легко сделать) и попросите ему рассказать, как стартануть. Покажите паспорт, что вы реально из другого города и что вы ему не конкурент. Понятно, что часть откажет. Но будет такой человек, который за спасибо. Или за что-то не дорогое ( например, за обед в кафе или ресторане) вам с удовольствием все расскажет. Тут уже много зависит от вашего красноречия. По моему опыту – кто хотел найти такого человека – тот находил всегда и такой человек. Как правило, за таким разговором вы узнаете очень много всего, чего вы никогда не узнаете, не начав заниматься. Один из самых важный вопросов – поиск поставщиков товара. Вам очень надо узнать их. Т.к. это снимет много вопросов
5. Поиск поставщиков. Если предприниматель из другого города дал вам контакты – это очень хорошо. Но, если нет – ничего страшного. Как найти поставщиков? Вам нужен производитель вашего товара. Как его найти? Открываете интернет и вводите запросы типа «производитель розеток». Смотрите выдачу и прозваниваете их. Просите прайс и смотрите цены. Условия поставки и тд. Обязательно просите отсрочку – обычно ее дают. Еще можно купить товар у конкурента, часто на самой упаковке товара есть контакты производителя. А вообще – как только вы откроетесь к вам сразу начнут приходить представители разных компаний и предлагать сотрудничество. Будет из кого выбирать.
И да – не нужно искать поставщика только из своего города. Обычно поставщик сам занимается доставкой до точки. Вам особо не важно, откуда будет ваш поставщик. Главное – условие работы. Единственное – чем дальше он будет, тем реже у него могут быть рейсы поставки.
6. Так. У вас теперь есть – расположения магазинов конкурентов. Их ассортимент. Их цены. Есть контакты поставщиков. Теперь, вам надо самому выбрать все эти метрики для себя. Начните с поиска места. Смотрите объявления. Ездите и смотрите объявления. Выберите для себя параметры и ждите, пока не появится нужное вам место под аренду. Да – всегда просите арендные каникулы. Обычно. Месяц-два можно отодвинуть оплату. Это даст вам продышаться
7. Параллельно с поиском места вы занимаетесь бухгалтерией. Если не открыто юр. Лицо – открываете. Какое вам лучше открыть узнайте у бухгалтера. Кстати – вам нужен бухгалтер. Ищите его, он вам подготовит все документы на открытие. Отмечаетесь в налоговой и во всех нужных инстанциях. Я здесь все перечислять не буду, т.к. видов магазинов куча и для каждого бумаги нужны разные. Также и по помещению. Бухгалтер точно будет все знать.
8. Место есть. Юр лицо открыто. Открываем счет в банке. Берем терминал. Тут все понятно думаю. Как выбрать более лучший банк – изучайте предложения. Кто сколько берет за снятие, за перевод и т д.
9. Теперь сам товар. Ищите поставщиков. С каждый встречаетесь. У вас уже должен быть список товара и ассортимента и цен, сколько он примерно должен стоить ( все это есть из вашей аналитики конкурентов). Общайтесь с поставщиками, ищите более выгодные предложения. Просите отсрочку платежа хотя бы неделю. В начале должны давать без проблем. Потом просите больше
10. Ремонт. Одновременно со всеми этими делать вы делаете ремонт. По проекту, который придумали сами, либо который нарисовал дизайнер. Ищите мастеров и делаете. Также закупаете торговое оборудование, стеллажи и тд. Что вам будет нужно. Делаете вывеску. Располагаете ее так, чтобы ее было видно с максимально возможных сторон и углов
11. Теперь у вас есть – товар, помещение с ремонтом, все бумаги готовы к работе. Если вы планируете первое время работать один продавцом сам – значит работаете сами. Если нужен продавец – ищите продавца.
12. Поздравляю. Вы сделали много работы и открыли магазин.
Теперь чуть о финансах. Люди по разному видят свою жизни после открытия магазина. Кто-то видит себя постоянно работающим, кто-то видит большие прибыли, кто-то вообще планирует свою жизнь на берегу океана. Но, жизнь такова что не всегда она именно такая, какой мы ее представляем.
Я никогда не видел магазина, который окупается меньше, чем 3 месяца. 3 месяца это очень круто. То есть – если вы на третий месяц сделали не плохую прибыль – это реально не плохо. Посему, скажу – у вас должна быть финансовая подушка как минимум на 3 месяца. Как бы там ни было.
Не у всех есть возможность такую подушку себе сделать, поэтому – просто приготовьтесь крутиться
РЕКЛАМА МАГАЗИНА
Тут все будет опять же – очень индивидуально. Есть огромная куча способов рекламировать магазин. Все зависит от того, какой он у вас и где находится. Можно ли совершить спонтанную покупку в нем или нет.
Я сейчас опишу основные виды рекламы, которые можно применять в продвижении магазина
Оффлайн реклама
1. Печатная реклама. Листовки на улице, промоутеры.
2. Визитки. Визитки вообще интересная тема. Напечатайте их 1000-3000 штук. Разносите всегда и везде. Договаривайтесь, чтобы положить их куда нибудь на видное место в магазине не-конкуренте. Их можно кидать в ящики – только универсальный ключ для открывания домофонов за 100р нужно купить)
3. Расклейка объявлений. Что открылся новый магазин
4. Реклама на радио
5. Баннеры над дорогой. Таблички. Вывески
Онлайн реклама
1. Группы в соц сетях – вконтакте, фейсбук, одноклассники, инстаграм
2. Одностраничный сайт. На него гоним директ и адвордс
3. Полноценный сайт. Его продвигаем по СЕО
Вот основные рекламный направления, которые подойдут практически для любого магазина.
Разумеется, продуктовому магазину не нужен одностраничник. Но, ему подойдет реклама через листовки и тд. Все здесь взаимозаменяемо
И помните – если человек пришел к вам – это круто. Ваша задача теперь – обслужить человека так, чтобы он захотел прийти к вам еще раз. А лучше – чтобы он рассказал о магазине друзьям. Как это сделать? Да вот простой пример. Как раз скоро зима, может быть кто-то уже этой зимой будет открываться. А если нет – расскажите о способе этом знакомым владельцам
Была зима. Было очень холодно. -25-30 наверное. Зайдя в продуктовый магазин, мне и моей девушке дали пластмассовый стакан с горячим чаем. Просто обыкновенный чай бесплатно. Нужно ли говорить, что при случае я всегда иду в этот магазин, потому что понимаю, что никогда плохой человек, который не смотрит на сроки годности, не следит за чистотой не будет людям давать просто так чай не зная, купят они что нибудь у него ил инет? И да – нужно ли говорить, что именно с тех пор всегда там много людей? Они печенье постоянно дают бесплатное. И этот магазин знают все. А почему? Потому что человек просто подумал, как сделать лучше и интересно. А главное, он не гнался за слепой прибылью. А захотел сделать людям лучше.
Что делать, если к вам в магазин никто не ходит?
1. Такое бывает очень часто в новых магазинах. Первая причина этого – никто о вас не знает. Проверьте, чтобы ваша вывеска всегда светилась в темное время. Чтобы она была видна. Разместите больше рекламы в магазине с указателями – таблички, штендеры, можно просто на столб вешать металлический щит с рекламой. На этом этапе ваша цель – сделать так, чтобы люди начали заходить. Проведите рекламную компанию в интернете. Делайте скидки и акции. Вычислите время минимальных продаж ( обычно это вечер после 20 00-21 00) и сделайте скидку на определенный вид товара, чтобы стимулировать продажи
Будем считать, что люди к вам начали ходить. Если вы дали много рекламы, а к вам даже никто не заходит, то – либо у вас плохое месторасположение, либо вам товар не нужен. Меняйте либо место, либо ассортимент или весь товар
2. Люди начали ходить. Это уже хорошо. Значит, у вас есть одна проблема – вам нужно выждать время, пока о вас узнают. Что вы можете сделать для этого? Продолжать давать ту рекламу, которая привела вам этих людей. Хорошо обслуживать, проводить акции и скидки, чтобы люди привыкли к вам ходить. Людям у вас в магазине должно нравится. И тогда они будут к вам ходить.