Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Неписанные законы Спарты

Спартанское государство занимало южную часть греческого полуострова Пелопоннес. Политика Спарты отличалась скрытностью и изолированностью. Государственное устройство определялось сводом законов царя Ликурга. Правила действовали на протяжении веков и были предметом гордости спартанцев. Основная их задача – сохранить традиционные устои общества.

До Ликурга Спарта была обычным государством, с развитым ремесленным производством, принимала участие в Олимпийских играх, поддерживала искусство и науку. После реформ Ликурга изменился политический и общественный курс. Страна замкнулась в себе и превратилась в казарменное государство, целью которого стало создание единого, монолитного общества.

Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский»
Мерри-Жозеф Блондель «Ликург Спартанский»

Государственное устройство

Аристотель считал общественное устройство Спарты наилучшим образцом соединения олигархического и демократического строя. Спарту возглавляли всегда два царя, представители враждующих кланов Агидов и Еврипонтидов, каждый из них стремился к абсолютной власти. Постоянная борьба приводила страну в упадок. По закону Ликурга полновластными правителями они были только на войне, а в мирной жизни управляли государством в составе герусии, как рядовые члены. Руководство страной осуществлялось советом старейшин (герусия), коллегией «блюстителей» (афоры) и народным собранием.

Герусия избиралась из лиц старше 60 лет пожизненно в количестве 28 человек и двух действующих царей (архагетов). Она разрешала конфликты и даже давала указания царям. При совете старейшин каждый год выбирались пять афоров, в их обязанности входил контроль за исполнением законов. При герусии и афорах действовало народное собрание, оно подтверждало решение старейшин. Формально членом герусии мог стать любой гражданин, достигший шестидесятилетнего возраста, но, на самом деле в совет избирались старцы из наиболее влиятельных семейств.

-2

Жизнеустройство Спарты

Правила Ликурга обеспечивали единство и солидарность, пресекали расслоение общества на бедных и богатых, привлекали граждан к участию в выборах афоров. Активно внедрялся дух коллективизма, вводились обязательные сисситии (общественные обеды), поддерживалась идея военного мужского братства. Семья была на втором плане, так как входила в противоречие с общепринятыми принципами.

Экономика

Для получения из спартанцев выносливых, мужественных воинов из их быта изгонялись предметы роскоши и удобств. С этой целью Ликург ввел железные монеты. Из-за малой стоимости они занимали много места. Благодаря этому в стране сократилась преступность: добытые взятками и грабежом деньги трудно было носить с собой или спрятать. Одним из важнейших был закон о переделе земли, по которому все земли отходили государству, а затем делились равными наделами на каждую семью. Законы Ликурга охватывали все сферы жизни и на протяжении веков так прочно вошли в быт, что превратились в обычаи и устои.

Обычаи

Всех, кто входил в общественные столовые, предупреждали, что все сказанное там не должно выходить за пределы помещения.

Мужчинам запрещалось пользоваться факелами для освещения дороги, они должны смело и уверенно ходить по ночам.

Граждане обучались начальной грамоте, просветители изгонялись из страны.

Выезжать за границу спартанцы не имели право.

Чужестранцев выявляли и изгоняли из страны, чтобы те не научились от спартанцев хорошему, а спартанцы от них – плохому.

Мужчины редко мылись в бане, чтобы не изнежить свое тело.

Спартанцам было позволено влюбиться в мальчика, но не вступать с ним в связь - это считалось позором. Человек пожизненно лишался всех гражданских прав.

Воспитание

Стремление получить из мальчиков воинов сформировало единую систему общественного воспитания. Дети становились собственностью государства. При рождении они подвергались тщательному осмотру. Тщедушных и калек сбрасывали в пропасть. Здоровых - оставляли до 6 лет с родителями. Затем детей забирали и их воспитанием занимались государственные надзиратели.

Для получения мужественных, выносливых воинов мальчиков подвергали различным лишениям, плохо кормили, из одежды на них был только кусок ткани, обувь им не полагалась. Они учились побеждать в бою не хитростью, а силой и ловкостью, приветствовались драки между детьми. Будущим воинам внушали ненависть к илотам и устраивали партизанские нападения на селения рабов. При чем, походы были настоящие с убитыми и ранеными.

Их учили заботиться и почитать старших. Раз в год на праздник Артемиды их секли до крови, а иногда и до смерти, выжившие - становились воинами. Жизнь впроголодь заставляла мальчишек воровать еду у взрослых. Если они при этом попадались, их жестко наказывали. Прохождение курса в военно-спортивных лагерях было обязательным для воспитания воинов. Вся Греция признавала эффективность спартанского воспитания.

Кадр из фильма «300 спартанцев»
Кадр из фильма «300 спартанцев»

Молодым людям в обычной жизни запрещалось наряжаться, исключением была подготовка к войне и сражения. Сражения считались торжественными событиями, воины надевали праздничную одежду, украшали оружие, делали прически. Допускались и другие послабления. Поэтому война была желанным и единственным отдыхом для спартанцев.

Девушек воспитывали менее сурово, но они также упражнялись в выработке гибкости и выносливости. Их основное предназначение – рождение крепких жизнестойких детей. Так как в Спарте институту семьи было отведено второстепенное место, то и развивать в девушках женские черты не было необходимости. Тем ни менее, женщины в спартанском обществе занимали почетное место. Им внушалась мысль о сопричастности к военным подвигам мужчин.

Спартанки вели независимый образ жизни, были дерзки на язык, могли бесстрашно отстаивать свое мнение, с которым мужчины считались. Устами женщин говорило государство, когда те со словами «Со щитом или на щите» отправляли своих мужей и сыновей на битву. Так как на женщин была возложена миссия рождения здоровых и крепких детей, то и выбор партнеров оставался за ними – общество давало им это право. Так спартанцы заботились об улучшении своей породы.

-4

Создав свод законов, царь Ликург сделал их вечными. Уезжая в Дельфы, он взял со спартанцев обещание не изменять законы до его возвращения. В Спарту он больше не вернулся: совершил самоубийство, а перед этим распорядился, чтобы его останки сожгли и пепел развеяли по ветру.

Ликург запрещал записывать законы, он полагал, что только став нормой жизни, устоями и традициями, они принесут пользу обществу и гражданам.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .

Статья по теме:

Спартак. Когда свобода дороже жизни

История военной медицины Древнего Рима

Создатели императоров или как солдаты правили Римом