Найти тему
Исторические заметки

Валентин Серов. Злой портретист Его Величества.

Валентин Серов. Автопортрет
Валентин Серов. Автопортрет

Великий русский художник Валентин Александрович Серов прожил недолгую, но богатую на события и встречи с великими людьми жизнь. Судьба свела его с Достоевским, Тургеневым, Вагнером, императорской семьей. Мы собрали для вас наиболее интересные факты из жизни Валентина Александровича.

1. Из богемы

Валентин Серов был сыном известного композитора Александра Серова и Валентины Семеновны Бергман, которая стала первой русской женщиной-композитором. К ним в гости приходили самые интересные люди того времени: писатели, музыканты, поэты, художники. Это формировало маленького Валю и его характер, его мировосприятие. Но мальчик рано потерял отца, а его мать была женщиной прогрессивных, даже революционных взглядов, поэтому оставила Валю у знакомых, а сама укатила в Мюнхен, повышать своё музыкальное мастерство. При этом Валентин жил не просто у знакомых, а у революционно настроенных товарищей своей мамы. Это явно стало шоком для Вали. Ребенок жил в деревенской коммуне с чужими дядями-тётями и проникался прогрессивными взглядами. Видимо это и наложило отпечаток на нашего героя: он всегда казался очень грустным, задумчивым, даже несчастным. Но, справедливости ради заметим, что Валентине Семеновне было не наплевать на сына: когда у мальчика обнаружился талант к рисованию (разумеется, тогда это сложно было называть живописью), то мама увезла Валю в Париж, где организовала его занятия с Ильей Репиным.

Валентина Семеновна Бергман
Валентина Семеновна Бергман
Александр Николаевич Серов
Александр Николаевич Серов

2. Девочка с сухофруктами

Художник Валентин Серов был очень благодарен Савве Мамонтову за то, что он поддерживал молодых художников, помогал им встать на ноги. Точно также он помог и нашему герою. Валентин Александрович много времени проводил в усадьбе Мамонтовых, жил за их счет и, может, из благодарности, может, из-за необычной внешности решил написать портрет дочери мецената Веры Мамонтовой. Ей тогда было то ли 11, то ли 12 лет. Девочка была просто нарасхват: ее портреты писали Репин, Врубель, Васнецов (черты лица Веры можно увидеть у его Алёнушки). Все они гостили у Мамонтовых и, наверное, хотели таким образом сделать комплимент в адрес своего благодетеля. Тяжело далась «Девочка с персиками» и Серову, и Верочке: художник писал картину более месяца, маленькой и подвижной девочке с ума было можно сойти от ежедневных утомительных позирований, все персики уже давно стухли, за окном уже пейзаж сменился на осенний, но наш герой не сдавался. В этом и секрет Валентина Александровича – он в своей работе пытался дойти до самой сути, пытался показать всю свежесть юного лица и окружавшей ее обстановки. Ему даже удалось передать бархатистую текстуру скатерти, на которую опирались руки Веры.

"Девочка с персиками" 1887 год
"Девочка с персиками" 1887 год

3. Злой портретист и проказник

Серова называли злым портретистом, потому что он не просто писал портреты своих клиентов, он выискивал какие-то детали, которые передавали характер позирующих. Сам о себе Валентин говорил, что он видит каждую пору на теле позирующего, каждую мелочь, это и дар, и проклятие. Особенно ярко этот дар заметен на портрете князя Феликса Юсупова. Серов настоял на том, чтобы Феликс позировал с собачкой, ведь, во-первых, собачка ему была хоть сколько-нибудь приятна, он называл ее своей лучшей моделью. Во-вторых, так ему было проще передать черты характера князя, его изнеженность, избалованность. Об этом своеобразном человеке мы писали ранее вот здесь. Кстати, сам Феликс не понял, что Серов над ним немножко поиздевался в этой картине, и вспоминал, что художник отзывался о нём с теплотой и говорил, что «портрет, как и Вы сами, Феликс Феликсович, весь благоухает». Таких случаев было немало, когда Валентину Александровичу приходилось писать портреты не самых приятных ему личностей на заказ, он называл такие картины «Портрет Потретыч». Работа ради денег, чтобы выжить. Поэтому, если человек, заказавший портрет, был не слишком душевно привлекательным для художника, то это, как говорится, фиаско для заказчика. Потому что после завершения работы над портретом, человеку предстояло увидеть себя не с лучшей стороны, к чему многие были не готовы.

Портрет князя Феликса Юсупова. 1903 год
Портрет князя Феликса Юсупова. 1903 год

4. Царские заказы

Однажды, когда Валентину Александровичу было 27 лет, он получает заказ от харьковского дворянства – просили написать портрет императора Александра III с семьей. Эта картина станет пропуском Серова во дворец. С тех пор члены императорской семьи будут заказывать у него свои парадные портреты. Но и здесь художник будет верен себе: если личность художнику неинтересна, внутренне непривлекательна, то всё вокруг - пейзажи, лошадь, облака будут выглядеть куда более живыми, интересными, чем позирующий. Это можно увидеть, глядя на портрет великого княза Павла Александровича, его лицо никакое, без эмоций и особенностей. Как-то сам Николай II заказал у Валентина Александровича свой портрет, чтобы подарить его своей супруге. Пришлось позировать целых 16 сеансов, непозволительная роскошь для Государя. Но, пытаясь сохранить написание портрета в тайне, Николай с художником запирались в комнате и работали. Правда, однажды, Александра Фёдоровна влезла, куда не надо, и обнаружила сюрприз раньше времени. Да еще и позволила себе дерзкий комментарий в адрес художника, мол, слишком сильную тень он положил на одну из щек императора. В ответ на это Серов про себя выругался и предложил ей самой закончить портрет, раз она так круто разбирается в игре света и тени. Обиделся. Император потом пытался перевести это в шутку, хотел помириться через Дягилева, но безуспешно. Серов так и сказал: «В этом доме я больше не работаю». Кстати, работа получилось очень достоверной: глядя на картину, можно увидеть черты характера императора, его великодушие, доброту и слабость. Этот портрет провисел во дворце до революции 1917 года, тогда ворвавшаяся толпа увидела изображение императора и изрезала его штыками. А мы с вами можем видеть сегодня копию этой картины, которую Серов писал одновременно. Как чувствовал.

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897 год
Портрет великого князя Павла Александровича. 1897 год

Портрет императора Николая II  1900 год
Портрет императора Николая II 1900 год

5. Даже похоронить не на что

Работать художнику приходилось очень много, до изнеможения. На одну картину у него уходил месяц, а то и больше. При этом брал за свою работу он немного: от 1000 до 2000 рублей, что было очень недорого по сравнению с другими художниками. И только члены императорской семьи платили по 4000, с них брать было не жалко. А Серову необходимо было кормить жену и 6 детей, денег не хватало катастрофически. Признание стало приходить, когда его картины стала приобретать Третьяковская галерея. Хотя, после приобретения его «Девушки, освещенной солнцем», многие художники даже не кричали, вопили: «Зачем вы притащили сюда этот сифилис?» Настолько непривычными были цвета и техника написания… Но, как Серов ни старался, приличных денег ему заработать не удавалось, и когда его не стало в возрасте всего лишь 46 лет из-за проблем с сердцем, у семьи не было денег на похороны. Пришлось экстренно организовывать его выставку, чтобы собрать хоть какие-то средства и достойно похоронить гения.