Найти тему
Truffle Magazine

Инженер из Большого театра

Понимание своих возможностей и желаний, практическое и теоретическое распределение приоритетов, налаженное взаимодействие своих сил и умственных возможностей в значительной степени упрощает выбор потенциального места работы и определения собственного “я”.

Тех, кто уже лет с 15-ти лет расписал всю свою жизнь - от университета и работы до блондинки и двух детей - можно назвать счастливчиками. Остальные же занимаются поиском себя неопределенное количество времени.

Cцена БТР, опера «Манон», 
Всё, кроме «карандаша», «домиков» и платформы под «домиками»,
моя работа - «линейка» - длиной 5,5 м., «ножницы» - 3,5 м.
Cцена БТР, опера «Манон», Всё, кроме «карандаша», «домиков» и платформы под «домиками», моя работа - «линейка» - длиной 5,5 м., «ножницы» - 3,5 м.

В каждом ребёнке заложен творческий потенциал, тяга к познаниям естественных или гуманитарных наук. Кто-то называет это “любопытством”, путая с “любознательностью.

Еще будучи мальчишкой меня привлекала красота геометрии форм. Слово «конструктор» и «дизайнер» я тогда не знал, зато точно знал, что могу придумать мебель более удобную и красивую, чем ту, которую видел вокруг себя. Конечно, нужно было получить соответствующее образование. Окончив 9 классов в школе* (в то время не было 4-го класса) и колледж электроники, после армии, поступил в МГУ им. Огарева, на заочное отделение Института Механики и Энергетики, проучился 6 лет и получил образование “Инженер-энергетик”.

Пока учился работал художником-оформителем, электриком, затем, на ламповом заводе электромехаником, мастером участка. Получив диплом, стал исполняющим обязанности энергетика цеха. В этом цехе работал первый в России колбовыдувной аппарат «RIBBON-400» который производил 1,2 млн. колб для ламп общего назначения в сутки. Попробуйте представить аппарат, метра два в высоту, один в ширину и метров семь в длину. С одной стороны которого заливается струйка стекломассы, а с другой вылетают колбы со скоростью пятнадцать штук в секунду?

Когда меня пригласили работать конструктором на мебельное производство, я долго не думал и уволился, ведь я не забыл про эту детскую мечту. Она начала воплощаться из идеи в творческие проявления постепенно. Издалека, со стенгазеты, которую попросила нарисовать супруга.

Тогда мне было 23 года. Впервые в жизни взяв кисть и сев перед чистым листом ватмана, я задумался, с чего же начать? Как из ничего, создать рисунок? Это же невозможно для нормального человека! Взяв красивую открытку и проанализировав изображенный на ней рисунок, понял, что изображение состоит из маленьких пятен! Такие же пятна я точно могу нарисовать, главное - составить из них цельное изображение. А дальше, поддержка близких вселила веру, что я могу рисовать.

Мои дети даже называли, да и до сих пор называют, меня художником. Однако, сам себя таковым назвать не могу. Художник – это человек, который способен создавать что-то новое или переосмысливать старое так, что это превращается в произведение искусства. Тут речь идет не только об изобразительном искусстве, часть фотографов, дизайнеров, архитекторов и не только их, можно смело называть художниками. Моё увлечение живописью и развитие в этом направлении длилось около 5 лет.

Первые два - три года получал удовольствие от процесса написания картины… Потом, по мере роста теоретических знаний, осознал, что мои картины далеки от уровня профессиональных работ. Чтобы достичь мастерства в какой-то области, нужно посвящать этому делу большую часть жизни. А я этого не мог, нужно было зарабатывать на хлеб… Так, увлечение живописью постепенно стало угасать. К сожалению, от безысходности, многие люди выбирают занятие, которое приносит доход, а не то, которое приносит удовольствие. Так было всегда. Если взглянуть на историю и посмотреть на известных художников, то мы увидим, что практически все были обеспеченными людьми, им не нужно было думать как заработать на пропитание. Художником мог стать тот, кто мог себе это позволить.

Я продолжал работать электриком, инженером-энергетиком. Моя работа всегда была связана с техническим профилем, который во многом лишен проявления творчества. Этому способствуют объективные причины. Например, электрик или энергетик обязаны работать согласно целому ряду норм и правил, от этого зависят здоровье и жизнь людей. Конструктор/проектировщик так же работает на основе норм, правил, технических расчетов, но все же имеет возможность что-то «сотворить».

Наверное, не случаен тот факт, что в период, когда я работал электриком и энергетиком, я и занимался живописью. Затем, став конструктором, переключил свой творческий порыв на свою основную работу. Но это было “техническое искусство”. Вернее будет - творческий подход.

Искусство, как оно есть, я проявлял на холсте, повторяя шедевры Шишкина, Айвазовского, Репина. Стены в квартире были наполнены красками, зеленью, морем, всадниками, ангелами, виноградными садами - картины закрывали все обои. Я изучал программы по 3D моделированию и читал книги по искусству рисования. Это и было единство “конструктора” и “дизайнера”, о котором я мечтал в детстве? С одной стороны - да, с другой - хобби и работа - вещи разные.

В Москве, нашел вакансию, которая всецело объединяла две грани моих разноплановых интересов. Художник-конструктор в Большом Театре России (БТР)
Случайно туда устроился.Случайно в том смысле, что туда брать никого и не планировали. Просто в госпредприятиях имеется строгое штатное расписание и если количество тех или иных работников меньше, чем там указано, отдел кадров обязан публично открыть вакансию. Поэтому мое резюме просто никто не смотрел и не собирался это делать.

Позвонил лично начальнику, им ничего не оставалось, как пригласить меня на собеседование. Службы БТР законопослушны, так как по итогам собеседования у них не было адекватных причин меня не взять в штат, я написал заявление о приеме на работу.

Шел ноябрь… Мне рассказали инструкцию о этапах устройства на работу. И, наверное, с сарказмом, пожелали в этом успехов, сказав, что ждут меня после новогодних праздников, потому что срок прохождения вышеуказанных этапов обычно составляет два месяца.
Как можно устраиваться два месяца? Очень скоро я это узнал на своей шкуре.
Бесконечные согласования, медкомиссии, инструктажи, подписи больших начальников, «приходите завтра», «тут не хватает подписи» и так далее и все это в разных районах Москвы.

Много раз у меня было желание послать всех. Только дикое желание работать в БТР художником-конструктором, мечта по-настоящему реализовать себя сдерживало меня.

Когда я «оформленный» вышел на работу за несколько дней до конца декабря, в БТР сильно удивились - как мне удалось устроиться за каких-то полтора месяца!?
Но и это не всё. Поработав неделю художником-конструктором, выяснилось, что у них нет в штате данной свободной единицы. Мне пришлось заново пройти несколько этапов устройства на работу. Теперь просто - конструктором.

Я и начал проектировать декорации для БТР. Мало кто знает, но там буквально большой завод с несколькими производственными цехами. Размах декораций тоже поражал: 30-40 метровые конструкции из стали, алюминия и дерева. Работать в театре было тяжело как нигде более, там много своей специфики, своих норм и правил. Ряд элементов имели свои, характерные только для театра названия. Конструкция декораций имела некоторые традиционные (для сцены) характеристики. Требования к конструкции так же были типичными для театров.

Однажды, в тех.требованиях, я указал: окрасить изделие так-то, чертеж не подписали и объяснили, что окрашивают забор, а декорации - расписывают! Тогда я понял, почему коллеги удивлялись, когда узнавали, что у меня нет опыта работы в театре, таких и не брали. Но, с другой стороны, я получил там бесценный опыт.

Если вы думаете, что там вокруг были танцоры и режиссеры, то заблуждаетесь! Это было обычное промышленное производство. Конечно, запомнилось ощущение, когда был на сцене Большого, побывал за кулисами, увидел огромную, напичканную техникой сцену, изнутри. Конечно, незабываемо осталось посещение прогонов, увидел и балет и оперу.

На прогоны мы шли не с главного входа, а через один из многочисленных подъездов, мимо основной сцены. В один из таких походов, когда я шел на прогон оперы «Манон Леско», мимо меня прошла Анна Нетребко с мужем, которые и были главными звездами этого спектакля. Вот и все моё знакомство со звездами.

Меня оформили не в штат, а по контракту на один год. Когда этот год подходил к концу, я понял, что продлевать контракт никто не будет. За два месяца до истечения срока контракта я решил уволиться сам. Не хотел терять время ничего не делая, так как большой проект я к этому времени сделал (часть декораций к опере «МАНОН»), а другой проект мне не давали.

Не жалею, что ушёл, наоборот, испытал радость, что покинул это место. Еще с этапа устройства, чувствовал себя чужеродным телом (возможно дело и во мне самом, но в других компаниях такого даже близко небыло). В общем, если вас там не ждут, вряд ли вам понравиться пройти мой путь. Кстати, вакансия инженера-конструктора БТР, всё ещё открыта, хотя прошло более года после моего увольнения. Скорее всего, большую часть резюме, просто никто и не смотрел, а те немногие, которые все же прорвались на собеседование, не выдержали двухмесячного устройства.

Сейчас я работаю конструктором, с некоторым функционалом технолога.

У каждого свой порог того, сколько ему нужно денег для жизни. Если у человека есть собственное жильё и он может заработать любимым делом на свой минимальный порог, то я бы посоветовал заниматься тем, к чему лежит душа. А со временем, развиваясь в этом направлении, можно достичь гораздо большего.