Вы бы хотели побывать на месте действия Гоголевского "Вия"? пожалуй вам представится такая возможность, это совсем рядом с Воронежем. Конечно, жителей других городов возможно не так цепанёт это место как меня, но всё же, я считаю, что очень подходящее место для всякого там Вия и прочего, но обо всём поподробнее...
Сперва заедем ка мы в место под названием Волна-Шепелиновка. История: Время возникновения Волны-Шепелиновки — 18 век. Изначально поселение называлось по имени реки — Хавой и принадлежало морскому капитану по фамилии Шепелинский. В 19 веке на месте будущего села была построена усадьба «Шепелиновка», но ее хозяевами были уже не потомки капитана, а помещики Шуриновы.
В 1841 году в Хаве возвели храм Казанской иконы Божьей Матери, который по сей день сохранился и стоит в селе в ожидании реставрации. В 1861 году село Хава было перенесено на противоположный берег реки. А усадьба и церковь стали называться Шепелиновкой.
В 20 веке тут был организован колхоз «Волна». Позже название старой усадьбы и нового колхоза слились воедино, и село получило название Волна-Шепелиновка.
За церковью расположен домик - остатки усадьбы Шепелинского. Изначально владельцем имения был отставной флотский капитан И.Я. Шепелинский. Уже при нем была выстроена деревянная Казанская церковь и в 1779 г., на карте генерального межевания, село значится как Казанская Хава.
Во второй половине XVIII в. земли вокруг села, а также и само село Казанская Хава, покупаются майором Петром Авдеевичем Шуриновым, только получившим дворянство. Петр Авдеевич имел трех сыновей: Александра, Павла и Дмитрия. После смерти П.А. Шуринова в 1820 г., имение Шепелиновку (Шуриновку) поделили два сына – Павел и Дмитрий Петровичи. Усадьба в Казанской Хаве с господским домом досталась Павлу, а Дмитрий выкупил в 1829 году смежную землю (на противоположном берегу реки) со стоявшим там барским деревянным домом. Павел Петрович скончался в 1825 году и Шепелиновка отошла к сыну - Константину Павловичу Шуринову. Ему же отошли и все владения дяди Дмитрия Петровича, умершего бездетным. В 1845 г. в селе строится новая кирпичная Казанская церковь «в 50 саженях от помещичья дома» (около 100м.).
Константин Павлович Шуринов (1818 - 1883) много времени посвящал своим усадьбам. О нем писали в газетах того времени: «Посвятив свои силы и знания сельскому хозяйству, он обратил особенное внимание на коневодство и много содействовал успеху его в ближайшем районе своим прекрасным конным заводом».
После смерти К.П. Шуринова усадьба в с. Первой Казанской Хаве досталась его старшему сыну – Николаю Константиновичу. Остальным двум сыновьям (Павлу и Константину) и жене Марии Михайловне отошли многочисленные владения – хутора, усадьбы и конные заводы, находящиеся, преимущественно на левом берегу р. Хавы В настоящее время в селе от усадьбы сохранилась Казанская церковь, несколько служебных построек, несмотря на значительные разрушения сохранившие черты архитектуры классицизма, верхний и нижний парки.
В 1859 г. в селе было 70 дворов, в которых проживало 525 человек, в усадьбе в этом году насчитывалось 8 дворов с населением 133 человека. В 1900г. в селе было 70 дворов, в которых проживало 525 человек, при усадьбе проживало 15 человек. В 2007г. в селе было зарегистрировано 17 жителей, остальное население – сезонное (дачники).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в селе Горенские Выселки Новоусманского района в 1866—1868 гг. на средства помещиков Небольсиных. За образец Небольсины взяли храм в Успенской Хаве, лишь немного упростив его конструкцию, а в качестве материала – лиственницу. Изначально село называлось Левая Вершина. Его переименовали в Горенские Выселки после строительства церкви. Церковные земли имели в своем владении 33 десятины земли. В 1876 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. По данным 1905 года, в ней обучалось около 70 детей. Церковь имела штат, состоящий из священника, дьякона и псаломщика (данные на 1900 год).
В архитектурном плане церковь представляет собой упрощенный тип ярусных храмов. Купол отделан железом. Внутри храма на стенах, обитых досками, сохранился лик Христа с воздетыми руками, потолок по кромке отделан бордюрным орнаментом. Под куполом - изображения святых, написанных на металлических пластинах.
В 1930-х годах эту церковь постигла учать многих других храмов: священники были репресированы, колокол сброшен, хотя само здание осталось нетронутым. В начале 1950-х годов её начали разорять: были вскрыты полы, сломаны внутренние стены, вытащено железо, снят крест, колокольня была разобрана на дрова. Основное помещение, "по традиции", использовалось под зернохранилище.
В начале 1990-х годов жителями села был организован сбор средств на восстановление храма, были проведены первые работы, но для более масштабной реставрации нужны были иные средства. В начале 2001 церковь пытался восстановить Михаил Николаевич Нибольсин, внук Федора Ивановича. Именно после его письма: «Необходимо как можно быстрее заняться реконструкцией, иначе с наступлением осени от дождей и снега рухнет главная купольная часть храма, которую после этого уже не восстановить…» и была собрана начальная сумма денег.Однако серьезных спонсоров не нашлось, крыша трапезной рухнула. В настоящее время (2011 год) уникальная для Центрального Черноземья церковь находится в плачевном состоянии.
Постапокалиптический сельский пейзаж и кладбище техники.
Если вам понравился пост, жмите лайк и подписывайтесь