На стене одной милой барышни в соцсети однажды прочла забавную сентенцию: " Самым трудным в жизни оказалось не духовное самосовершенствование, как мы в юности наивно полагали, а построение обычного быта. Только начнешь духовно расти, глядь — опять холодильник грязный. Бросаешь расти и давай драить холодильник. Можно и не мыть! Но при грязном холодильнике духовный рост отчего-то замедляется. А разом и мыть и расти — и там, и там налажаешь".
Подозреваю, что многие согласятся и мысленно разделят холодильник с духовным и возвышенным, но лично мой опыт говорит следующее: чистый холодильник - это часть того самого личного и духовного роста. Иначе у вас не рост и развитие, а чистой воды профанация и показуха.
Казалось бы, крайне простая мысль: быт - часть жизни, часть нашего огромного психо-ролевого репертуара, залог нашего комфорта. Но поди ж ты, в массовом сознании эта сфера жизни упорно ассоциируется с каторгой, кабалой и крепостным правом. При том, что благодаря достижениям научного и промышленного прогресса количество времени и усилий затрачиваемых именно на быт значительно уменьшилось
Можно ли духовно расти и при этом иметь уютную квартиру? Естественно. Более того, гарантирую, что одно не отделимо от другого. Организованный налаженный быт высвобождает огромное количество времени для творчества и саморазвития. И обратно: в процессе организации быта можно очень много понять о себе, и очень многое изменить.
Но не стоит кидаться в крайности и осваивать всё одновременно. Источников много, мнений, подходов и методов тоже. Но все эти техники, методы и приёмы это всего лишь разные инструменты организации и ведения домашнего хозяйства.
Думаю очевидно, что сам по себе, вне системы ("ящика с инструментами"), любой инструмент работает... не в полную мощность. Вот о системе, технологии и принципах сегодня как раз пойдёт речь.
Небольшое отступление: если хочешь научиться готовить, то к кому обратишься за помощью? К маме, к бабушке, к подруге, к "профессиональному повару" или к всемогущему Гуглу?
Первая мысль: к тому, кто ближе и доступнее. Но правильный ответ: к тому, у кого вкус еды лучше.
Это стратегия - учиться у лучших - носит название "бенчмаркинг"
Все стратегии и технологии ведения домашнего хозяйства - тайм-менеджмент для домохозяек, самоорганизация "Изнутри наружу", Fly Lady, КонМари и прочие минималисты - это тоже своеобразный бенчмаркинг. На бытовом уровне.
Казалось бы, на эту тему не писал только ленивый. Тогда откуда сколько постов и комментариев на тему "У меня не получается. Что я делаю не так?", "Видимо у меня руки не оттуда растут", "Всё это импортные глупости, у нас не работают" и "Я такой родилась, не быть мне ... (подставить нужную характеристику)".
Вот здесь мы и подошли до первой части Марлезонского балета - почему обучение взрослых интереснее, но сложнее? И почему мы взяв в руки "работающую технологию" так часто не доходим до конца или получаем не тот результат, который ожидали?
Представим уже упомянутое обучение искусству готовки. В отличие от ребёнка, если мы серьёзно решили перестать кормить семью бутербродами и начать - вкусной и здоровой едой, у нас есть обоснование (зачем?) и настрой (надо! и справлюсь!), т.е. внутренние предпосылки, осознание и понимание. В результате появляются действия и дисциплина, значит подключается воля.
Теорию можно и дома почитать самостоятельно, поэтому хорошее обучение должно быть максимально практическим и самостоятельным - то есть не смотрим и записываем, а желательно максимально делаем параллельно или сами. Хотя бы в виде домашних заданий.
Ну и последнее, результат должен быть вкусным для нас и гарантирован при повторении уже дома без мамы/подруги/бабушки/крёстной феи.
Вот это и есть 4 ключевых точки андрагогики - науки об обучении взрослых.
1. Для того, чтобы чему-либо научиться, мы должны понимать для чего нам это нужно. Вот прямо здесь и сейчас. Обучение взрослых строится на желании научиться и осознавании - желаемого результата, сроков - и готовности к волевым усилиям.
Если хоть раз пробовали изучать иностранные языки "для себя", то понимаете о чём речь. Толку - никакого.
2. Получаемые знания и умения должны быть практическими, прикладными и давать видимый (в идеале) результат.
Ту же самую кастрюлю борща, подтянутые мышцы или возможность общаться с носителями изучаемого языка.
3. Новые знания должны либо складываться в преобразующуюся систему, либо встраиваться в уже существующую. В любом случае они - часть схемы. Отсутствие системы приведёт к разочарованию и скорой отправке "инструмента" в архив бесполезной информации.
В общем, борщ должен получаться всегда :)
4. И - последнее - для взрослых важен эмоциональный контакт с обучающим в большей степени, чем для детей и подростков. У каждого из нас свой жизненный багаж, "болевые точки", обиды и "священные коровы".
Поэтому если нет "доверия" преподавателю, уверенности в его экспертности, то вы оба зря потратите время. Потому что не слышите друг друга.
Принципы бытия - универсальны. Они существуют, работают и оказывают влияние независимо от нашего желания и нас самих. Это коренные, фундаментальные истины, самоочевидные и независимые. Любые попытки "срезать углы", "потакать слабостям", достигнуть результата быстро, игнорируя эти фундаментальные принципы, обречены на провал. Это дом на песке без хорошей опоры, в котором "пляшут" и сыпятся стены. Это "вечная" уборка - когда всё запихиваем в шкаф с глаз долой, а потом что-то ищем и снова в доме хаос. Это забитая приборами и инструментами кухня, но при этом невкусная еда.
Поэтому переходим ко второй части - что такое "Бережливое предприятие" и чем оно нам может быть полезным?
Система "Бережливое предприятие" появилась в конце XX века и на сегодняшний день считается одной из лучших технологий организации и управления. В первую очередь, за счёт универсальности, пластичности и гибкости.
В основе именно этой технологии - анализ причин прорыва на рынок автомобилестроения японских производителей, в частности, компании Toyota.
Ну замечательно! И что нам с этого?
Революционность подхода, предложенного управляющими Тойоты была в том, что в отличие от принятого в традиционном управлении подхода "бери больше, кидай дальше", японцы пошли другим путём: "бери, сколько унесёшь, не рассыпай по дороге и совершенствуй лопату".
Сказать, что японцы придумали что-то новое - нет. Они взяли за основу лучшие практики своих соседей - организацию труда в Советском Союзе и технологии Запада, приправили японским менталитетом и без громких лозунгов сделали всех. Почему? Потому что в основу легли не только лучшие практики, но и фундаментальные принципы, те самые универсальные истины, о которых мы говорили выше.
Предлагаю рассмотреть подход "Бережливого предприятия" поближе:
1. Бери, сколько унесёшь - Тойота первой из компаний отказалась от массового производства и перешла на выпуск продукции малыми партиями в зависимости от спроса.
Чем это полезно нам? Анализ процессов, планирование, предотвращение "разбрасываний по проектам" (8 начатых, ни одного завершённого), дисциплина.
2. Не рассыпай по дороге - начав анализ производственных линий эксперты Тойота пришли в выводу, что различные потери составляют до 70% себестоимости конечной продукции, но не "создают полезной стоимости"
Вполне естественное решение: для повышения подуктивности системы все потери должно свести к минимуму. Дотошные японцы выделили 7 категорий и разработали разные технологии по устранению каждого вида. Индивидуалисты-американцы внесли 5% изменений - обнаружили ещё одну категорию, которую японцы проигнорировали в силу коллективизма.
Но о потерях давайте в следующий раз
3. Совершенствуй лопату. Не знаю, что здесь сыграло в большей степени - перфекционизм, уважение к профессионализму или общеяпонская хозяйственность, - но последний принцип звучит так: "Любой процесс может быть усовершенствован". Такое мышление способствует постоянному, а в идеале и непрерывному, развитию. В любом возрасте, в любой должности, в любой ситуации. Может быть именно поэтому старческая деменция дезертирует ещё на подходе к берегам Японии?
Подведём итоги:
Любые инструменты (молоток, отвёртка, составление меню, ведение контрольного журнала, кластерная (по категориям) уборка и прочее) имеют свою конкретную функцию. По одиночке они работают, но не так эффективно, как мы хотим. Нет ожидаемого волшебства, чуда. Поэтому вывод первый: любые инструменты должны служить системе, быть её частью.
И сразу подвывод: любой новый инструмент требует обоснования, осознания и усилия для усвоения.
Вывод второй: система должна учитывать фундаментальные принципы и быть удобной для конкретного человека, что подразумевает её высокую гибкость и универсальность.
Ну и последний вывод: учиться никогда не поздно, но не отрицая "всё нажитое", а опираясь на свой опыт и активно его используя.
Спасибо, что дошли вместе со мной до этого места. А на сегодня всё.