Что в России происходит из века в век? Почему у нас вечно одни проблемы? Вот ответы на эти вопросы пытается дать спектакль "Русское горне" в театре "Школа современной пьесы". Но ответы не появляются. На тему русского горя нельзя дать ответ, можно только поразмышлять и попытаться понять витиеватость русской судьбинушки, в которой человек мыслящий как-то иначе практически всегда становится изгоем
Спектакль необычен свей чёрно-белостью. Это не чёрно-белое ретро, а скорее абстрактивизм, в котором мы все живём и который не очень понятен. Прослеживается какая-то эстетика Малевича, Кандинского. Хотя их картин нет в спектакле, но его художественное решение напоминает о них. И эта абстракция жизни даёт ключ к пониманию проблем в современной России.
Переплетение современности и истории подчёркивается песней "Александра" Татьяны и Сергея Никитиных, но с переделанными словами. Всё течёт, всё изменяется, но что-то остаётся вечным.
Мне все герои этого сюжета показаны достаточно жалкими. Знаете, здесь есть две стороны одной медали. И это, кстати, очень точно подмечено. В советской школе отчего-то из Чацкого героя делали. Ну посудите сами Чацкий, три года прошлявшийся где-то за границей, является домой, где Софья, в которую он был влюблён, крутит роман с Молчалиным. И вот этот человек начинает что-то там говорить за порядочность и по-хамски обличать всех подряд. А ты думал, что девушка тебя три года ждать будет, озорной гуляка? Но с другой стороны Чацкий ведь очень прогрессивный молодой человек, который просто терпеть не может лицемерия и угодничества и пытается что-то изменить, что-то доказать. Но, конечно, у него ничего не получается и он попадает под грубую машину всеобщего лицемерия.
Но в конце Чацкий превращается в Бродского. У него одежда 1970-х годов и заключительный монолог читает уже Бродский. Ох как похож Гнилицкий на Бродского в этой роли, и внешне и внутренне. Это было показано абсолютно блистательно. Поэт возвысившийся над толпой и ею же сброшенный с пьедестала. И тут понимаешь историю лишнего человека в России. Чацкий и Бродский - 150 лет разницы. А ничего не изменилось. Всё также современно мыслящие люди здесь не нужны, их травят, их изгоняют.
Фамусов, в исполнении Ивана Мамонова этакий вальяжный любитель жизни и женщин, который пытается объяснить Чацкому, как жить надо, да тот слушать не хочет. Но ведь Фамусов по своему прав. Что ж революцию то делать, когда жизнь налажена?
Софья, которую играет Екатерина Директоренко - лёгкая кокетка, знающая себе цену.
Молчалин - Павел Дроздов, уж совсем тут жалок. Этакий подхалим во всём. Лиза - Татьяна Циренина, комична и, в общем-то такая простая служанка.