Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 1, Душанбе-Калаихум

Час ночи. Я просыпаюсь от того, что мне не хватает воздуха. Буквально разрываю на себе покрывшийся инеем спальный мешок. Ветер треплет хорошо закрепленную зеленую палатку, отчего она трещит, поет какой-то недобрый мотив. Под заиндевевшим куполом качается в такт ударам ветра взад-вперед прямоугольный светодиодный фонарь. Включаю его, распахиваю полог, надеваю высокие ботинки, покрытые коричневой пылью. На улице -10 градусов по Цельсию, ветер толкает меня куда-то в темноту, но дышать мне уже легче. На высоте почти четыре километра проблемы с дыханием во сне — не редкость. Это один из симптомов горной болезни.

Немного физических упражнений, и обратно в палатку, над которой нависло бесконечным куполом яркое, как в планетарии, звездное небо. Спальник остыл. Забираюсь в него в одежде, сняв только обувь и куртку. Оставляю полог приоткрытым, чтобы получить побольше кислорода. Прежде чем провалиться обратно в беспокойный сон, думаю — как же я оказался в этом странном месте?

Трансазиатская экспедиция Amarok — экстремальный автопробег протяженностью свыше 12 тысяч километров из Астрахани в Благовещенск, через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Монголию и Китай по следам великих русских исследователей Азии. Мушкетов, Северцев, Пржевальский… В честь путешественников получил свое имя каждый из восьми автомобилей колонны. На стекле кабины моего обновленного Volkswagen Amarok написано П. Семенов-Тян-Шанский. В роудбуке — самый сложный и опасный участок пути, из Душанбе через перевал Хабуработ, а дальше по маршруту Кулаи-хумб (Калаихум) — Хорог – Ош – Бишкек через легендарный Памирский тракт.

-2

Дорога из Душанбе в горный Таджикистан – что любовь с первого взгляда. Начинается все словно сказка, в окружении роз, которыми уставлены центральные улицы Душанбе. Ваши движения слажены и приятны. Радуешься тому, что твой партнер совсем не требует привыкания, как будто знаком с ним всю жизнь. В городском потоке Amarok лавирует как легковушка. На отличном шоссе жму педаль в пол, под капотом с бодрящим рокотом оживает 180-ти сильный мотор с двумя турбинами. Восьмиступенчатая коробка передач незаметно перебирает передачи одна за другой, и автомобиль летит вперед. Просто сказка! Но миру, окрашенному цветом розовых стекол в роговых оправах суждено пройти испытания реальной жизнью, и уже совсем скоро. В случае с Таджикистаном речь идет о дорогах, качество которых не выдерживает никакой критики.

-3

Довольно быстро хороший асфальт кончается, начинается узкий грейдер, на котором разъехаться со встречным «опелем» (почему-то, на них ездит весь Таджикистан) очень непросто, особенно, если с горы спускается отара овец.

\
\

Местные жители сморят на нашу колонну с любопытством, но дети кричат не привет, а "хэллоу"…

-5

Короткий путь – самый интересный, но он же и самый опасный… А иногда – трагичный, о чем задумываешься на вантовом мосту через реку Сурхоб. Уникальность построенной в 1935 году конструкции (двухдисковая ферма с радиальным заполнением дисков) с пролетом длиной 120 метров меркнет перед темным прошлым.

-6

За этот стратегический объект велись кровопролитные бои во время гражданской войны в 90-х годах прошлого века, о чем красноречиво напоминают разнокалиберные раны от пуль на опорах моста. В соседнем ущелье вокруг дороги тут и там валяются крупные гильзы… А вот взорванные танки, которые немыми памятниками той войне стояли тут и там до недавнего времени, уже продали на металлолом китайцам.

-7

Чем ближе к перевалу Хабуработ, тем хуже дорога.

-8

Красные песчаники, гигантские булыжники.

-9

Рытвины. Водопады, текущие прямо через размытое полотно.

-10

Петляя вдоль ущелья, местами покрытая красными лужами колея сужается настолько, что невозможно разъехаться со встречным автомобилем. Да что там, в некоторых местах чтобы просто выйти из автомобиля со стороны обрыва, нужно иметь крепкие нервы.

-11

Вскоре низкое свинцовое небо заволокло тучами, зарядил дождь.

-12

Высота перевала – 3252.8 м, но уже на двух с половиной тысячах мы упираемся в плотный снежный пояс, толщина которого растет с набором высоты.

-13

Хорошо, что у моего Amarok – постоянный полный привод с дифференциалом типа «торсен», как у породистого внедорожника.

-14

Для пикапов это редкость –в этом классе чаще встречается «парт-тайм».

-15

Но есть и обратная сторона медали – у такого Amarok нет понижающей передачи. Но для подобной экспедиции, следующей хоть по убитым, но все же дорогах – невелика беда.

-16

Даже на всесезонной резине, используя внедорожный режим трансмиссии, по глубокому насту успешно пробиваемся к вершине перевала.

-17

Занесенная снегом автобусная остановка и застрявший микроавтобус в кювете – вот и все, что нас встречает.

-18

Рывок троса, бедолаги на свободе. Путь через перевал короче основной дороги, на нем почти нет машин – но снег тут не чистят, и в течение почти полугода дорога не используется. С дороги, кстати, лучше не сходить — вполне можно наткнуться на мину времен войны…

-19

Драматичный спуск в окружении бесконечно высоких, заснеженных черных скал воспринимается как происходящее в 3D кинотеатре.

-20

По сравнению с другими пикапами этого класса, Amarok комфортен и тих, кажется, что сидишь у себя дома на диване, а не едешь по одной из самых опасных дорог в Таджикистане. По мере спуска, снег растворяется зеркалах заднего вида. Горы вновь приобретают желто-красную окраску.

-21

Текут в теснинах горные реки.

-22
-23

Просвечивают сквозь облака заснеженные горные пики.

-24

А мы едем дальше...

-25

Вскоре мы уже в городке Калаихум на афганской границе. В кишлаках по ту сторону реки Пяндж (по ней проходит граница) в кромешной тьме светятся окошки. Ужин за большим столом на высоких стульях. На стене – гигантский портрет президента Таджикистана Эмомали Рахмона в полный рост. За окном – городской праздник. Мальчишки танцуют под веселые национальные напевы со сцены. Из беседок на углах площадки на них с завистью и опаской смотрят матери и сестры в цветных платках.

-26

По периметру – милиционеры в форме советского образца, да военные с автоматами – в наш отель приехал на китайском «хаммере» какой-то генерал. Заглядываю за зеленые занавески мечети – и понимаю, куда с улиц делись все мужчины (включая продавца из палатки с фаст-фудом). Время молитвы. Восток – дело тонкое…

Читайте всю историю про мое путешествие по Памирскому тракту:

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 1, Душанбе-Калаихум

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 2. Калаихум - Хорог

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 3. Хорог-Мургаб

Памирский тракт - самая опасная дорога СССР. Часть 4. Мургаб-Ош