Азиатские эскимосы (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназв.- “настоящие люди”) представляют собой в настоящее время малочисленную этническую группу (немногим более двух тысяч человек) со специфической культурой и мировоззрением.
3. Люди пожилого возраста мечтают, прежде всего, о комфорте. И эта категория важнее, чем пища, несмотря на то, что у представителей данной группы наличествует указанная физиологическая неудовлетворенная потребность. Так, в сказке “Старик и дикий олень”:
Дикий олень говорит старику:
- Послушай, старик! Пощади меня, проси что угодно. Все .для тебя сделаю. Могу сделать тебя богачом, удачливым охотником или всемогущим богатырем. Кем хочешь – тем и будешь!
Отвечает старик оленю:
- Ничего я этого не хочу. Нужна мне только чесалка для спины. Дай ты мне чесалку, начешу я свое тело вдоволь, как вернусь домой. И уж так-то рад буду! Дашь чесалку – спасу тебя.
Следует заметить, что приоритет комфорта над сытостью свойственен большинству людей преклонного возраста – представителям племен, проживающих в тяжелых условиях, когда вероятность дожить до преклонного возраста минимальна. Аналогичную ситуацию о желаниях пожилого варвара описал Т. Пратчетт в романе “Безумная звезда”: на вопрос заданный вождем о величайших ценностях, которые даются в жизни молодые варвары отвечают: “Чистый степной горизонт, ветер в твоих волосах, свежая лошадь под тобой; крик белого орла в небесных высях, снегопад в лесу, верная стрела на твоей тетиве”, в то время как давно перешагнувший порог пенсионного возраста варвар Конан настаивает на том, что для него это “горячая вода, хорошие штоматологи и мягкая туалетная бумага”.
Подводя итоги, необходимо выделить некие общие черты свойственные мечтам всех групп населения:
1. “Если хочешь….., то будет/будешь”, “кем хочешь – тем будешь” – так часто говорят персонажам имеющим мечту. В целом для эскимосских сказок характерно исполнение мечтаний персонажей, несмотря на абсурдность и кажущуюся невыполнимость. Однако, довольно часто в сюжетах о достижении мечты, персонажи хоть и добиваются желаемого, но отказываются от этого ради семьи, своего статуса и роли в племени. Мечты достижимы, но устоявшийся социальный статус важнее, чем самая заветная мечта.
2. Возможность получения большого количества еды и комфорт важнее, чем достижение более высокого социального статуса. В сказке “Человек и ворон” ворон говорит герою:
– Не убивай меня, я мудрый ворон и могу сделать тебя шаманом!
Человек сказал:
– Не хочу быть хитрецом. Ворон сказал:
– Сделаю тебя богачом! Человек ответил; – Не хочу быть обманщиком! Ворон сказал:
– Подарю тебе деревянное блюдо. Что захочешь, то и принесет тебе оно! Человек сказал:
– Вот это дело. Смогу помочь бедным охотникам. Ворон крикнул:
– Эй, блюдо, где ты?
Тут перед человеком явилось новое деревянное блюдо. Человек спросил ворона:
– А что мне делать с этим блюдом? Ворон ответил:
– А ты скажи: Блюдо, блюдо, хочу то-то и то-то. И что ты попросишь, появится перед тобой на этом блюде. А теперь отпусти меня.
В рассматриваемой сказке, как уже было отмечено выше, фигурирует деревянное блюдо, которое может предоставить все о чем попросит владелец, однако герои используют его исключительно для получения пищи, что доказывает ее важность перед всеми остальными объектами мечтаний. Более того, если еды в достатке, то больше ни о чем не нужно мечтать. Отпадает необходимость в мечте как таковой.
3. Зачастую персонажи мечтают о возможности упростить свою жизнь. Персонаж упомянутой выше сказки “Человек, краб и ворон” обретает помощника, который готовить пищу, убирает постель, однако в итоге лишается этого помощника и продолжает делать все самостоятельно.
3. Мечты о славе имеют разрушительную силу. Так, в сказке “Ворон, жаждущий славы” персонаж получает желаемое, но платит за это своей жизнью.
В целом, через большинство эскимосских сказок красной нитью проходит мечта о счастье, она свойственна персонажам разного возраста, пола и социального положения. Под счастьем подразумевается крепкая, дружная семья, здоровые, сильные дети, достаток в пище, комфорт, безопасность, социальная справедливость. Так, в сказке “Младший сын” семейные проблемы и отсутствие справедливости формируют у героя мечты об ином мире. “Ищу я хорошее селение, где бы жизнь счастливой была” – утверждает главный герой. Но, в конечном итоге, он отказывается от своей мечты, т.к. заводит собственную семью и необходимость следовать мечте исчезает.
Таким образом, как верно замечено Г.А. Меновщиковым, “эскимосские сказки, насыщенные часто глубоким социальным содержанием, отображают реальную жизнь людей, их быт, духовные воззрения, общественные и семейные отношения. В художественных образах этих сказок воссоздаются картины суровой и самоотверженной жизни полярных охотников, полной постоянных опасностей. Неожиданные события и фантастические превращения героев сказок — это лишь фон для отображения реальной действительности и выражения мечты”[6].
В работе использованы труды:
1. Скрипкарь М.В. Социально-философские подходы к исследованию мечты в отечественной науке: материалы XI международной научно-практической конференции “Современные проблемы гуманитарных и естественных наук” 26-27 июня 2012 г. – Москва: Изд-во “Спецкнига”, 2012. – С. 615-619.
2. Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / под ред. Трубачева О.Н. Выпуск 21. – М.: Наука, 1994. – С.90-91.
3. Пири Р. Северный полюс. / Пер. с англ. В. А. Смирнова; Амундсен Р. Южный полюс. / Пер. с норв. Л.Л. Жданова., Послесл. и коммент. А. Ф. Трешникова. – М.: Мысль. 1972. – 550 с.
4. Головацкая Т.П. Классификация русских лексических заимствований в эскимосской учебной и художественной литературе (1930-1960-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2008. – №82-1. – С. 127-130.
5. Егорова О.А. Традиционные формулы как явление народной культуры: на материале русской и английской фольклорной сказки:дис. … канд. культурол. Наук: 24.00.01. – Москва, 2002. – 259 с.
6. Меновщиков Г.А. Эскимоские сказки и легенды. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1969. – 239 с.