Найти тему
Туапсе и окрестности

Туапсе более века назад. Из жизни строителя порта

 
Пикник где-то на Варваринке. И.И. Демидов в центре верхнего ряда, слева от господина в котелке. Примерно 1915 год.
Пикник где-то на Варваринке. И.И. Демидов в центре верхнего ряда, слева от господина в котелке. Примерно 1915 год.

Иван Ионович Демидов родился в 1887 году. Двадцатилетним юношей приехал в Туапсе и работал на строительстве порта с 1909 года. Туапсинский историк-краевед Г.Н. Салов в своей книге «100 лет славных дел» пишет:

«Наиболее отличились при строительстве порта бетонщики-каменщики Нимкович и Данцевич, плотники Демидов (впоследствии десятник) и Тумкин…. К сожалению, история не сохранила полных имен строителей Туапсинского морского порта, но и то знаменательно, что мы знаем фамилии многих его строителей».

А благодаря Анне Александровне Поповой мы знаем имя и отчество одного из строителей. Иван Ионович Демидов до 1945 года жил в Туапсе, затем уехал в город Электросталь, где и скончался в 1947 году.

В Туапсе сохранился дом И.И. Демидова в переулке Шмидта № 15. Вот фотографии старого дома и дома в его современном виде.

Старый дом И.И. Демидова. Сам хозяин с супругой Анной Сергеевной стоят на балконе. А внизу – вся большая семья. Дом – добротный, каменный.

Так выглядит дом Демидова сейчас. Идентифицировать его можно по окнам 2-го этажа (три рядом и одно чуть дальше), справа внизу явно след от заложенной двери первого этажа, те же ступени справа от дома. 100 лет назад здесь были, в основном, небольшие домики греков-переселенцев, в большинстве своем работавших именно на строительстве морского порта в Туапсе.

Это семья Демидовых. Иван Ионович с женой и детьми. В первом ряду сидит мать А.А. Поповой Лидия Ивановна.

Теперь две производственные фотографии, относящиеся непосредственно к истории строительства морского порта.

Бригада рабочих у опалубки массива – гиганта. В эту деревянную опалубку заливали бетон и получали бетонную коробку с открытой верхней частью, которую по слипу спускали на воду, а затем буксир отводил ее к месту затопления. Там с помощью водолазов массивы устанавливали на заранее подготовленное подводное ложе. Из таких массивов-гигантов и построен оградительный мол Туапсинского порта. На заднем плане – долина реки Паук и возвышенность, на которой сейчас построена школа № 4.

Идет забивка свай будущего мола с помощью копра. Второй слева в первом ряду И.И. Демидов. И вполне возможно, что слева от него в шинели и папахе стоит Махач Дахадаев – активный участник строительства порта и железной дороги Армавир-Туапсе.

Именно в честь Махача Дахадаева названа столица Дагестана Махачкала.

Группа выпускников школы № 5, окончивших 9 классов, на ступеньках здания родной школы. Раньше это красивое здание находилось в верхней части улицы К.Маркса. Сейчас на этом месте – автостоянка, автомойка, построено очередное питейное заведение.